Понятие, значение и теории памяти

Понятие, значение и теории памяти

1.Память лежит в основе способностей человека

2.Это условие научения и приобретения знаний.

3.Способность к получению и хранению жизненного опыта.

Памятью обладают все живые существа. У животные выделяется генетическая память ,которая передается по наследству и механическая, которая появляется в течении жизни.

В основе памяти  лежит возникновение нервных связей – ассоциаций.

Память – это запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Основные теории, изучающие память

1.Учение об ассоциациях

Авторы – Мюллер, Эббингауз,  Джеймс, Аристотель, Сеченов, Павлов

Ассоциация – это временная связь, возникающая в результате действия двух или нескольких раздражителей.

2.Гештальт психология

Динамика запоминания. Актуальное в данный момент времени состояние создает у человека установку на  запоминание. Эта установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводиться материал.

3.Бихевиаризм

Главное внимание уделяли роли подкрепления. Чтобы успешно выучить материал, следует его подкреплять.

4.Теория деятельности

Авторы – Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Гальперин, Смирнов, Запорожец.

Важная роль – связь памяти с мышлением. Если уделять внимание развитию мышления, то будет развиваться и память. И наоборот.

5.Эббингауз

1.Простые события в жизни, которые производят сильное впечатление запоминаются сразу и надолго.

2.Предварительный повтор материала экономит время.

3.Эффект края – информация в начале и в конце легче запоминается.

4.То чем человек интересуется, запоминается быстро.

5.Редкая, необходимая информация тоже запоминается быстро.

6.Закон забывания

-в первый час забывается до 60% информации

-через 6 дней – около 20%

6.Зейгарник

Проводила исследования, связанные с изучением памяти. При выполнении задания у  испытуемого есть потребность закончить его. Курт Левин назвал данную потребность квазипотребностью.