Паттерн хорошо сформированного результата

Паттерн хорошо сформированного результата

Концепция

Важнейшая характеристика модели когнитивно-бивехиоральной психологии состоит в ее практическом подходе и директивности. Она коренным образом отличается от непрямого и недирективного стиля роджерианской и психоаналитической школ.

Начиная с прямого гипнотического подхода Эриксона и сотворческой директивности эффективной краткосрочной терапии и заканчивая направленным на «управление собственным мозгом» коучингом в НЛП и конфронтационным подходом в РЭБТ, побуждающим клиента подвергать сомнению иррациональные когнитивные искажения и противостоять им, — все эти направления психотерапии предполагают ориентацию на желаемый результат.

Иными словами, в этих психологических моделях предполагаются в высшей степени целенаправленные действия, желанный итог которых ни на минуту нельзя упускать из виду.

      Чего бы вы хотели достичь сегодня?

      Как я могу помочь вам справиться с трудностями?

      Если вдруг ночью случится чудо и назавтра ваша проблема исчезнет, как вы об этом узнаете?

      Что укажет вам на это?

НЛП предлагает модель выработки хорошо сформированных результатов. Поскольку этот процесс функционирует как паттерн, я описываю его в качестве первого, а фактически мета- паттерна. Он использует критерии хорошей сформированности для выработки мотивирующих и вооружающих нас целей. Мы структурировали эти критерии так, что по самому своему устройству и составу они устремляют нас в будущее, соответствуют нашим представлениям о жизни и продвигают нас к цели.

Хорошая сформированность желаемых результатов

На первый взгляд «постановка целей» кажется нетрудной задачей. Но то, что большинство людей испытывают огромные трудности с постановкой и достижением целей, внушает сомнения: а так ли это легко? Видимо, процесс перехода от теперешнего состояния к некоему желаемому не так прост, как кажется.

В паттерне хорошо сформированных результатов мы определяем ключевые факторы, позволяющие нам понять, чего мы хотим, и организовать свои реакции так, чтобы мы могли сделать конкретные шаги к воплощению наших желаний и надежд в реальность. С его помощью можно также оказывать действенную помощь другим (пациентам, клиентам, друзьям, детям и т. д.) в достижении поставленных ими целей, причем делать это ответственно, воспринимая их слова и заботы близко к сердцу и помогая им картографировать свои цели более осмысленно.

Использование этой модели в качестве карты для проектирования целей совместно с другими людьми позволяет нам об-ходить многие проблемы, которые возникают в подобных ситуациях. Как правило, такие проблемы возникают при работе с людьми:

      которые на самом деле не хотят меняться;

      которые не чувствуют себя готовыми к изменениям;

      которые боятся изменений и т. д.

Используя эти критерии, мы можем вступать в плодотворное общение в сфере бизнеса, личных отношений и терапии. Это создает новую ориентацию для всех, кто вовлечен во взаимодействие, — ориентацию на решение проблем и достижение цели.

Ключевые критерииу делающие результат хорошо сформированным

1. Сформулируйте результат позитивно.

Чего вы хотите?

Чего вы хотите на самом деле?

Достаточно ли конкретно вы описали, чего хотите.

Описывает ли ваша цель то, чего вы не хотите?

Например: «Я не хочу судить других». Фраза с отрицанием «не» снова напоминает нам как раз о том, от чего мы пытаемся избавиться: «Не думайте об Элвисе Пресли», «Не думайте 0 том, как использовать свою мудрость, чтобы прожить жизнь более изящно».

Вам удалось избежать коварного отрицания в формулировке вашей цели?

Что бы произошло, не будь у вас проблемы, которая вас так тяготит?

Если бы у нас была видеозапись вашей цели, что бы мы увидели и услышали?

2.     Ответьте на вопрос, что вы можете начать или продолжить делать в будущем — в тех видах деятельности, которые лежат в сфере вашей ответственности.

Зависит ли ваша цель от других людей? («Я хочу, чтобы другие любили меня».)

Зависит ли ваша цель от того, что вы можете сделать самостоятельно?

Нашли ли вы какую-нибудь деятельность, которой вы готовы отдать время и силы?

Можете ли вы держать под контролем свои действия по достижению цели?

Находится ли она в пределах вашей ответственности?

Что конкретно вы могли бы предпринять на этой неделе, чтобы облегчить свои проблемы либо полностью устранить их?

Назовите что-нибудь, что вы могли бы сделать сегодня, чтобы начать двигаться в желаемом направлении.

3.     Определите контекст — когда, где, с кем и т. д.

Достаточно ли конкретно вы указали время, условия и прочие детали, которые необходимы для достижения вашей цели? К примеру, не надо писать: «Я хочу похудеть». Укажите точно, какой вес вы хотите сбросить и за какой период времени, например: «Я хочу сбросить 10 килограммов за два месяца». Это даст вашему мозгу конкретную информацию, которую он сможет однозначно репрезентировать и картографировать, что для этого нужно.

Вы указали место, обстановку, характер взаимоотношений, пространство, людей и т. д. — все, что связано с вашим новым образом мышления, чувствования, поведения, общения и т. д.?

Определили ли вы, где не хотите демонстрировать эту форму поведения?

4.     Сформулируйте свою цель в терминах, базирующихся на сенсорном опыте.

Точно ли ваша формулировка цели описывает то, что вы, достигнув ее, будете видеть, слышать и чувствовать?

Устранили ли вы из формулировки цели все абстрактные и неопределенные слова и добились ли того, чтобы формы поведения, к которым вы стремитесь, можно было снять на видео-пленку?

Вместо «я хочу излучать обаяние в отношениях с людьми» — «я хочу улыбаться и тепло приветствовать людей, обмениваясь рукопожатиями и называя их по имени...».

Можно ли язык вашей формулировки назвать языком «вижу-слышу-чувствую»?

5.     Разбейте вашу цель на последовательность мелких шагов и стадий.

Разделили ли вы то, к чему стремитесь, на части приемлемого размера?

Не кажется ли вам ваша цель непосильной?

Формулируйте свою цель не как «я напишу книгу», а как «я буду писать по две страницы в день». Говорите не «я сброшу 30 килограммов», а «за каждой едой я буду съедать на десять кусков меньше!», «прежде чем начинать есть, я буду выпивать стакан воды», «по возможности я буду подниматься пешком по лестнице».

Сформулирована ли ваша цель таким образом, что вы можете «проглотить ее одним глотком»?

Можете ли вы назвать что-нибудь конкретное, что вы могли бы сделать для продвижения к вашей цели уже сегодня?

6.     Загрузите описание вашей цели и планов как можно большими ресурсами.

Какие ресурсы вам понадобятся, чтобы превратить ваши мечты в реальность?

Нужно ли вам больше уверенности во время публичных выступлений?

Если да, записали ли вы это в качестве подцели?

Подумайте, как вы будете идти к цели в течение нескольких ближайших недель, и ответьте, какие еще ресурсы вам потребуются.

Может быть, вам будут нужны настойчивость, гибкость, уверенность, способность находить информацию и самостоятельно проверять ее, хладнокровие, ясность мысли и т. д.?

7.     Укажите признаки достижения цели.

Как вы узнаете, что достигли цели?

Можете ли вы назвать конкретные признаки этого?

Какие сенсорные сигналы укажут вам на то, что вы добились, чего хотели?

Что укажет вам на то, что вы достигли цели и можете отдохнуть или отпраздновать это событие?

8.     Сделайте цель притягательной.

Ваша цель манит вас?

Подстегивает ли она вас, заставляя достичь ее?

Сулит ли она вам захватывающее будущее?

Цели всегда должны быть заманчивыми, а ваша цель такова?

Что нужно, чтобы сделать ее еще более манящей и притягательной?

9.     Проведите экологическую проверку.

Совместима ли эта цель с другими вашими целями, ценностями и вашей жизнью в целом?

Протестуют ли какие-нибудь «грани» вашего «я» против того, к чему вы стремитесь?

Что происходит, когда вы погружаетесь в себя и пытаетесь почувствовать, готовы ли вы принять эту цель всем своим существом?

Улучшает ли она вашу жизнь?

Дает ли она что-нибудь для развития вашей личности?

Экологична ли она?

Использование этих критериев по отношению к себе или другим обеспечивает контроль качества целей. А это значит, что мы кодируем и картографируем их как хорошо сформированные относительно будущего, которое мы хотим создать. Квалифицированная постановка целей приведет нас туда, куда мы хотим попасть.

Хорошая сформированность желаемых результатов

      Формулируйте результат в позитивном ключе.

      Укажите, что вы можете начать или продолжить делать в будущем.

      Определите контекст результата.

      Формулируйте его сенсорными словами.

      Разбейте его на посильные шаги и стадии.

      Загрузите ваше описание ресурсами.

      Укажите признаки достижения цели.

      Опишите ее как притягательную.

      Сделайте экологическую проверку.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие



Друзья сайта


af92a77d