Паттерн определения/формулировки проблемы в нлп

Паттерн определения/формулировки проблемы в нлп

Концепция

Когда мы определяем «проблему», из которой на концептуальном уровне не можем найти выхода, или когда формулировка проблемы мешает найти ее практическое решение, мы можем использовать этот паттерн, чтобы трансформировать ограничивающие и стесняющие нас неадекватные карты.

В конечном счете любая проблема представляет собой лингвистическое построение. Никто из нас никогда не видел «проблемы». Таким образом, этот термин — очередная номинализация, провоцирующая нас думать о нашей «проблеме» как о некой вещи, не так ли? Такой «картографический» язык отнюдь не способствует тому, чтобы мы видели, слышали или чувствовали специфику конкретного процесса. В результате он воспринимается нами как что-то застывшее, вечное и неизменное, и тогда мы теряем способность активно на него реагировать. Именно так обстоят дела со многими явлениями, в связи с которыми мы испытываем трудности.

Номинализации означают нечто не во внешнем мире, а лишь в нашем сознании, поэтому прежде всего нам необходимо восстановить их реальные референты, к которым применимы слова вижу-слышу-чувствую. Восстановив эту конкретику, мы начинаем двигаться от концептуального мира смыслов и семантики к реальному миру действий и энергии, а затем приходим к выявлению наших поведенческих комплексных эквивалентов той «проблемы», с которой мы работаем.

Например, человек жалуется на «низкую самооценку»: «Я потерпел столько профессиональных неудач, что моя самооценка упала ниже некуда». Худшее из того, что мы могли бы ответить на это, — сказать ему: «Да, я вас прекрасно понимаю!» Такая реакция только подтверждает карту этого человека и провоцирует сравнение его карты с вашей. Вместо этого лучше поинтересоваться конкретными («вижу-слышу-чувствую») референтами этой абстракции («самооценка») и тем, на основании каких норм, критериев, правил и ценностей человек пришел к такому выводу. Это дает нам возможность отыскать и опре-делить процесс, с помощью которого он сформировал такое представление о себе. Если человек считает, что соответствует собственным критериям, он будет говорить о себе как о «надежном, преуспевающем, порядочном» и т. д. Если же нет — как о «ничтожестве, неудачнике, недостойном уважения» и т. д.

В конечном счете человек (и только он сам) принимает решение о том, уважать ему себя или презирать:

«Я ценю себя высоко, когда сижу за рулем нового автомобиля»; «Я чувствую себя ничтожеством, когда получаю плохие отметки»; «Я уважаю себя, когда получаю повышение по службе» и т. д.

В любом случае человек конструирует семантическую реальность, формулируя, сравнивая и осмысляя определенные переживания. С помощью этой стратегии мы можем разрушить старые форматы и сконструировать новые, более действенные.

Паттерн

I. Проанализируйте «проблему» с точки зрения лингвистических особенностей, выявленных в мета-модели.

Хорошо ли сформирован этот термин?

Какие плохо сформированные элементы мы можем (если можем) обнаружить в нашем способе кодирования и формулирования проблемы?

Есть ли в этой формулировке недостаточно точные термины и излишняя неопределенность?

Есть ли в ней сверхобобщения, иными словами, абстрактные слова и термины?

Есть ли искажения смысла, причинности, пресуппозиций

и т. д.?

Говоря о «низкой самооценке», человек формулирует проблему как вещь, как нечто, чем он не «обладает». Это фреймирует данное явление как находящееся вне зоны его контроля или возможностей реагирования. Деноминализируйте термин «самооценка» и восстановите процесс оценивания себя, а затем исследуйте этот процесс. «Что вынуждает вас низко оценивать себя? Что вы почувствовали бы, если бы вновь начали уважать себя? Что мешает вам это сделать?»

2.     Проверьте формулировку проблемы на экологию.

Приносит ли вам такое отношение к себе что-нибудь позитивное?

Находите ли вы его полезным? Чем? В каком отношении?

Как это может сказываться на ваших переживаниях?

Делает ли это вашу жизнь более радостной? Менее радостной?

3.     Проанализируйте пресуппозиции, присутствующие в проблеме.

Имеет ли проблема в том виде, в каком она сформулирована, какое-нибудь решение или она ставит вас в тупик?

Сформулировали ли вы проблему как что-то статичное, как что-то лежащее вне досягаемости для ваших действий, за пределами вашего контроля? Иными словами, сформулировали ли вы ее как сковывающую вас?

Сделали ли вы шаг назад, чтобы подвергнуть сомнению разрушительные пресуппозиции, содержащиеся в вашей формулировке?

Что происходит с вашим пониманием и ощущением проблемы, когда вы делаете это?

4.     Используйте фрейм «как если бы», чтобы исследовать новые возможные формулировки проблемы.

Допустим, что вы ведете себя так, как если бы имели высокую самооценку, — как это повлияло бы на вашу жизнь?

Повысило бы это ваши шансы на успех? Как бы вы думали-и-чувствовали, если бы вели себя как высоко ценящий и уважающий себя человек, обладающий безусловным достоинством?

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 



Друзья сайта


af92a77d