Характер по жестам мимике и походке

Характер по жестам мимике и походке

 

Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело. Тело человека, его походка, жесты, мимика, пантомимика дают ценнейшую информацию о характере человека. Как разнятся липа людей, так же разнятся их тела, походка и движении.

 

Наше тело состоит, как известно, из более чем 200 костей и более чем 500 мышц. С самого рождения и примерно до 1— 1,5 года ребенок общается с внешней средой через телодвижения. Показывая своим телом довольство и отвращение, просьбу и отказ, дискомфорт и блаженство, прося или требуя покормить, попоить, убрать или заменить одежду или пеленки, требуя ласки, поощрения, внимания и всего того, чем он живет. В это время ребенок общается с окружающим миром с помощью плача и улыбок, движений рук, ног и всего тела.

 

В соответствии с тем, что каждое движение вызывает или, наоборот, не вызывает ответной реакции со стороны взрослых, движения, жесты, позы запоминаются и повторяются снова и снова. Общаясь с внешним миром, ребенок позже закрепляет свою походку. В дальнейшем, когда идет формирование жестов, мимики, черты характера также отражаются и на формировании мышц.

 

Каждая из 200 костей соединена мышцами, мышцы находятся в расслабленном или напряженном состоянии. Уровень напряжения или расслабления мышц и создает ту неповторимую мозаику движений, походки, мимики и пантомимики разных людей. Поэтому определенному характеру и присущи определенные позы, жесты, походка, мимика и пантомимика.

 

С 70-х годов в психоанализе развивается целое направление лечения людей снятием напряжения и зажимов в мышцах. Это направление исходит из того, что, изменяя свое тело, мы можем изменить свой характер. Это направление получило название «биоэнергетический анализ» и «биоэнергетическая терапия». Биоэнергетик анализирует психологическую проблему пациента через строение его тела и движения, через снятие физиологического напряжения в сжатых или сведенных мышцах.

В процессе воспитания ребенка взрослые требуют от него соблюдения принятых норм поведения начиная от культурных и заканчивая социальными, которые определяются в детских яслях и садах, школах и лицеях. Ребенок привыкает скрывать свои намерения, чувства, желания, соответственно — движения, мимику, жесты. Скрывая свои чувства и намерения, придерживаясь социально желательных норм поведения, человек как бы приобретает вторую натуру. Поэтому по внешним проявлениям не так-то просто с первого взгляда понять характер человека. Один-два признака, будь то жест, движение или элементы какой-то позы, не могут дать объективной информации о характере человека.

 

Здесь нужен целый комплекс проявлений, связанных друг с другом, которые позволяют истинно судить о характере человека. Например, по улыбке трудно судить о том, что происходит в душе человека, улыбка может быть настоящей или «сквозь слезы». Когда «искусственная улыбка» у простого человека, у которого на душе кошки скребут, то эту «искусственность» можно распознать по позе, жестам, интонации голоса, но когда улыбается актер, актриса или профессиональный работник сферы обслуживания, то, чтобы понять эту улыбку, нужны профессиональные знания в этой области.

 

Двойственность натуры мешает понять характер человека не только окружающим, но и ему самому. Именно проявления «двойственной натуры», которая в той или иной степени существует у каждого из нас, определяют трудности познания характера. Например, добрый, безотказный человек иногда хочет казаться жестким, недоступным и неприступным и соответственно ведет себя.

 

Часто многие компенсаторные механизмы работают таким же образом. Многие «качки», культуристы, «строители тел» компенсируют свою внутреннюю слабость, боязнь, беззащитность внешней оболочкой неприступности, силы и мужества, как бы подчеркивая: «Смотрите, какой я сильный, вы не можете меня обидеть». Только опытный профессионал или пытливый любознательный исследователь, спрашивая себя, почему человек так себя ведет, чем вызвано его поведение, может разглядеть за внешне несокрушимой, сильной оболочкой нежную, ранимую душу.

 

Для понимания характера человека большое значение имеет многозначность жестов, пантомимика, мимика. Одни и те же проявления мимики, пантомимики могут иметь совершенно различные причины. И, наоборот, разные явления могут вызвать одинаковую реакцию и одинаковые движения. Поэтому взаимосвязь внешних проявлений характера носит сложный характер. Конечно, есть прямые указатели в позе, походке, мимике и движениях на свойства личности, но лучше, если одно проявление подтверждается еще несколькими. Если вы не знаете человека, важно понять, в каком состоянии он находится — обычное ли это его состояние или временное, он чем-то взволнован или переживает глубокий стресс. Сила явления, под действием которого находится человек, также имеет значение.

 

Почему же все-таки, несмотря на неоднозначность проявлений, мы можем судить о состоянии человека по внешним признакам? Потому что все подчинено законам. Любое наше внутреннее переживание, движение души, любая динамика чувств вызывают ответную реакцию в теле, мимике, походке, позе, движениях. Для тела ничего не проходит бесследно, внутреннее напряжение вызывает внешнюю реакцию — именно ту, которая свойственна данному душевному переживанию.

 

Многие внешние проявления внутренней жизни фиксируются и считываются нами постоянно в процессе жизнедеятельности. Но этот процесс протекает неосознанно, вся информация обрабатывается на бессознательном, невербальном уровне. Без осознания, понимания, обучения навыкам чтения языка тела эту информацию вербализовать трудно, потому что наш мозг обрабатывает ее на уровне «приятно — неприятно», «подходит — не подходит», «вызывает доверие — не вызывает».

 

Это такие ситуации, когда мы говорим: «Что-то не нравится мне в этом человеке», «Какой- то он скользкий или неприятный» и т. д. То есть мы не можем дать себе отчет, чем вызвана наша реакция, но внутренне информация уже обработана, наше бессознательное нам подсказывает по элементам невербального поведения, что этот человек нам неприятен. Или, наоборот, человек нам еще ничего не сказал, но уже вызывает симпатию.

 

Для понимания языка тела важную роль играют неосознанные, непроизвольные движения руки, тела человека, оговорки, которые дают неопровержимые доказательства внутренней жизни, состояния истинности или ложности высказывания, действия или намерения. Их можно сравнить с еле заметными штрихами в портрете, но именно они делают портрет схожим с оригиналом, подобно приправам, которые придают пикантный вкус еде.

Как же нужно рассматривать личность, чтобы понять ее характер? Во-первых, необходимо выделить ряд критериев для анализа и понимания языка тела. Первый критерий — это цельность натуры. Если какие-то части тела выделяются из общего фона, значит, с этим местом связаны какие-то проблемы.

 

Например, если мы видим асимметричное лицо, то есть один уголок рта выше другого, или при разговоре рот кривится в одну сторону, то можно заметить, что у этого человека рациональное и эмоциональное не в ладах друг с другом. Механизм, или физиологическая связь, заключается здесь в следующем: как известно, одна сторона полушария у нас отвечает за логическое мышление, а другая — за эмоции.

 

Когда человеку часто приходится идти на сделку с совестью во имя чего-то, например места на работе, получения каких- либо благ и т. д., внутренняя совесть постоянно мучит его, а ум его уговаривает, что это необходимо. Такая внутренняя борьба отражается на лице.

 

Если мы видим неестественную походку, когда в одну жесткую структуру связаны ноги, таз и поясница, то можно сказать, что у такого человека проблемы в сексуальной сфере. Дело в том, что накопленная в нижней части тела энергия, не находя выхода, создает сильное напряжение, что ведет к напряжению мышц ягодиц и, соответственно, создает неестественную походку.

 

 

Второй критерий — уместность и неуместность движений, поз в той или иной ситуации, напряженность или расслабленность. Например, идет важное совещание, все участники предельно напряжены и внимательны, а один из них, зевнув, откидывается назад. Ясно, что в данной ситуации такое поведение явно неуместно. Если это один из руководителей, значит, своим поведением он дает понять, что разговор надо заканчивать; если он имеет равный вес с другой стороной, то своим поведением показывает, что беседа его больше не интересует, что ему все уже понятно.

 

Следующий критерий — темп движений, который можно охарактеризовать как быстрый, медленный, спокойный, взрывной, ритмичный или, наоборот, аритмичный, рваный, переменный, скачкообразный и т. д.

 

Движения могут быть широкими, плавными, угловатыми, с малой амплитудой, закругленными, характеризующими направленность — вперед-назад, вверх-вниз, в сторону, а также расширение, сужение и т. д.

 

Каждое движение тела желательно как можно точнее описать, чтобы понять что оно означает. Чем полнее будут описаны проявления тела, тем более полным и правильным будет понимание характера внутреннего мира человека.

 

Другим важнейшим критерием в понимании языка тела является понятие напряженности. Здесь нужно различать состояние напряженности и мышечную напряженность. Состояние напряженности бывает сознательным и бессознательным. Например, мы поливаем цветы, а лейка довольно тяжелая, и мы чувствуем, какое напряжение вызывает у нас эта работа, начиная с мышц рук и заканчивая позвоночником и мышцами ног.

 

Другой пример: человек идет по улице, и вдруг раздается сильный удар или взрыв. Тогда все тело мгновенно, бессознательно напрягается. Когда человек пишет что-то серьезное, основательное, состояние напряжения отражается на его лице. Все, наверное, видели, как пишет первоклассник: его руки напряжены, тело — тоже, по мышцам лица видны усилия, которые он прикладывает. Он пишет не только рукой и головой, а «всем телом».

 

Противоположность напряжению — расслабленность. Во время состояния покоя, расслабленности человек более глубоко воспринимает музыку, произведение изобразительного искусства, природу. Только расслабляясь, он может отдыхать душой. Чем больше он расслаблен, тем больше он открыт для восприятия окружающих.

 

И, наоборот, чем больше он напряжен, тем больше закрыт. Чем сильнее напряжение, тем меньше по времени оно может длиться. Напряжение соревнований, например, чрезвычайно быстро изматывает даже великих спортсменов. Человек долго не может держать высокое напряжение. На примерах из мира спорта видно, что некоторые спортсмены не способны даже на определенное время сдержать высокое напряжение, поэтому «сгорают» до соревнований.

 

Мы рассматриваем понятие напряженности для понимания черт характера и состояния личности, то есть знакомим читателя с учением, в котором напряженность энергетическая и мышечная поставлены во главу угла. Это психоанализ В. Райха и А. Лоуэна.

 

Главную цель эти ученые видят в снятии напряжения в мышцах. Снимая напряжение в мышцах, они «лечат» характер человека, меняют его черты, снимают невроз, тем самым восстанавливая согласие человека с самим собой, потерянное ранее по тем или иным причинам. Для лучшего понимания этого приведем отрывок из книги А. Лоуэна «Язык тела».

 

«Пациенткой моей была молодая, очень привлекательная женщина. На первом же сеансе меня поразила посадка ее головы и сильная челюсть. Эта челюсть придавала лицу мрачноватое выражение. При такой челюсти, конечно, от решительного выражения до мрачного всего один шаг, но я был уверен в своем впечатлении.

 

Пациентка страдала от безрадостного существования и в личной жизни, и в семейном окружении. Она сразу поняла мое замечание относительно мрачности ее характера. Со слегка склоненной на бок головой и приподнятыми плечами тело ее приобретало выражение безропотной покорности, а лицо — мученической мрачности.

 

Прорабатывая положение тела, я на каждом сеансе тратил уйму времени, стараясь смягчить челюсть и снять напряжение в затылке. Но всякий раз, когда я приступал к этим областям, она начинала тихо плакать, хотя затем быстро и с готовностью успокаивалась и оживля¬лась. Я упорно продолжал эту работу и несколько месяцев спустя был приятно удивлен, не обнаружив на ее лице и следа мрачности. Структура характера начала слегка поддаваться, но эта черта была единственной исчезнувшей, по крайней мере, в тот момент».

 

Чтобы у читателя не сложилось впечатления, что это была легкая работа, В. Райх сравнивает процедуру биоэнергетического анализа и исправление неврозов с мельничны¬ми жерновами, которые пропускают через себя психоаналитика.

 

А. Лоуэн сравнивает саму процедуру психоанализа и биоэнергетического анализа с прохождением через ад, о чем пишет так: «Каждый из нас должен лицом к лицу встретить собственный ад и пройти его до конца, чтобы найти путь в рай и домой». А саму процедуру сравнивает с описанием Данте в «Божественной комедии», где Вирги- лию отводится роль психоаналитика, так как он уже ранее сталкивался с проблемами своего характера и успешно преодолел их, а Данте — роль пациента. Человеческие страдания изображены в виде Ада, они вызваны невротическими побуждениями, а в чистилище человек освобождается от всего невротического, чтобы затем получить радость и наслаждение жизнью в раю.

 

По другим, казалось бы, незаметным признакам можно определить такие характерные черты:

 

— недостаток дисциплинированности, беззаботность проявляются в расхлябанной походке, свободной, непринужденной сидячей позе;

 

—     внутренняя неуверенность, смущение, боязливость выражаются в закрытой походке (когда руки и ноги сведены или, возможно, только руки или ноги), семенящая походка, посадка на краю стула (с готовностью вскочить), одна или обе руки в карманах, движения руками, закрывающие часть лица, покраснение, прерывистый голос, поиск предметов руками (чтобы можно было что-то вертеть, крутить, держать);

 

—     о внутренней неуверенности свидетельствуют также закрытые позы, отворачивание лица, поворот туловища, ног и рук от собеседника, замедление темпа движения, потеря интереса к разгово¬ру, демонстративно ленивая поза, ритмичное постукивание пальцами по столу, смена позы в сторону отстраненной, замедление жестикуляции и речи.

 

—     о внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении свидетельствуют ритмичные движения пальцев рук, часто с очень малой амплитудой, нарушение движения повторяющегося характера, ерзание на стуле, непрерывное постукивание пальцами, вращение в руках разных предметов — часов, сигаретной пачки, очков и так далее.

 

Подчеркнуто широкая и медленная походка отражает желание выставить себя на показ, обратить на себя внимание. Театральные телодвижения, «гордая» поход¬ка говорят о завышенной самооценке, самовлюбленности.

 

Если рассматривать формы движения, то можно отметить, что прямолинейность, сдержанность движений характеризуют холодность, расчетливость, авторитарность натуры. Неупорядоченные, резкие движения говорят о возбужденности, раздражимости, нервозности; твердые, деревянные, марионеточные — о закрытой, раздвоенной, заторможенной личности.

 

Закругленность движений характеризует богатство эмоций, беззаботное отношение к миру.




Друзья сайта


af92a77d