Татьяна Кули выиграла общенациональный конкурс памяти, проводившийся в Нью-Йорке. Чтобы победить, она должна была запомнить длинные списки слов и чисел, порядок карт в перетасованной колоде, 54 строчки стихов и 100 имен и лиц. Татьяна считает, что запоминание — это развлечение.
Вы можете предположить, что она столь же хорошо справляется с повседневными задачами на запоминание. Однако, вопреки ожиданиям, Татьяна описывает себя как «невероятно рассеянного» человека. Когда ее спросили, сколько у нее братьев и сестер, она ответила, «Шесть, э-э-э... семь, э-э-э... шесть», В каком году она окончила школу? После паузы, длившейся несколько секунд, она ответила: «В 1990». В каком классе начальной школы она училась, когда выиграла региональный конкурс по правописанию? Она не смогла вспомнить. Боялась ли она когда-нибудь что-то забыть? Татьяна ежедневно составляет списки дел, которые нужно сделать, и окружается себя кипой самоклеящихся записок.
Стратегии памяти
Что мы можем узнать о памяти на примере Татьяны? Во-первых, мы все должны быть более терпимыми к периодическим провалам в памяти. Даже чемпионы но запоминанию обладают далеко не идеальной памятью! Память — это не магнитофон или видеокамера. Информация нередко теряется, а в воспоминания вносятся изменения в процессе их хранения и извлечения. Порой это может досаждать нам, но в ЭТОМ есть и свои положительные стороны. Гибкость памяти человека позволяет нам сосредоточится на том, что важно и осмысленно, хотя это и способствует появлению некоторых неточностей. Успехи Татьяны в качестве «атлета памяти» также свидетельствуют о том, что использование памяти в полном объеме требует усилий и практики.
Знание результатов. Чтоб улучшить память лучше всего, когда есть обратная связь или мы уже знаем результаты. Это позволяет проверять свои успехи. Обратная связь или знание результатов может помочь вам идентифицировать идеи, необходимые для дополнительной практики. Кроме того, понимание того, что вы вспомнили или ответили правильно, вознаградит вас. Основной способ обеспечить обратную связь при заучивании — произнесение вслух. Произнесение вслух. Если вы собираетесь запомнить что-то надолго, то в конце концов вам придется восстановить это. Когда вы произносите материал вслух, вы запоминаете его. Заучивание вслух заставляет вас вновь воспроизводить информацию. Когда вы читаете текст, лучше почаще останавливайтесь и пытайтесь вспомнить только что прочитанное и пересказать собственными словами. В одном эксперименте наилучшие результаты но запоминанию показала та группа студентов, которая 80% времени тратила на произнесение вслух и только 20% — на чтение. Так что, может быть, студенты, которые разговаривают сами с собой, не такие уж сумасшедшие.
Повторение. Чем больше вы повторяете (мысленно пересматриваете) информацию во время чтения, тем лучше вы ее запомните. Однако учтите, что само по себе повторение не очень эффективно. Лучше всего сочетать повторение с уточнением и поиском взаимосвязи с уже существующим знанием. Размышление о фактах поможет объединить их в памяти. Чтобы улучшить память, вы должны активно применять стратегии повторения.
Выбор. Великий ученый-гуманист Эразм Роттердамский сказал, что хорошая память должна быть как рыбачья сеть: нужно удерживать всю большую рыбу, а маленьким давать ускользнуть. Если вы сократите параграфы в большей части учебников до одного-двух важных терминов или идей, то вы облетите работу вашей памяти. Попробуйте избирательно отмечать в учебниках главное, делайте заметки на полях, чтобы дальше суммировать ваши идеи. Большинство студентов слишком часто делают пометки прямо в тексте. Если вы выделяете все, то вы не очень-то избирательно действуете, и вполне вероятно, вы не слишком внимательно читали текст.
Систематизация. Предположим, вам надо запомнить следующий ряд слов: север, мужчина, красный, весна, женщина, восток, осень, желтый, мальчик, голубой, запад, зима, девочка, зеленый, юг. Этот довольно трудный для запоминания ряд можно преобразовать в такие соидинения:север-восток-юг-запад, весна-лето-осень-зима, красный-желтый-зеленый-голубой, мужчииа-женщина-мальчик-девочка. Такая простая перестановка помогала студентам быстрее запоминать второй ряд, когда студентов тестировали на запоминание того и другого ряда. Систематизация конспектов и подведение итогов в главах может принести пользу для улучшения памяти.
Заучивание целиком или частично. Если вам надо выучить наизусть целую речь, будет ли лучше всего выучить ее с начала до конца? Или учить маленькими частями, но абзацам? В общем, лучше запоминать цельные части, а не отрывки (целостное заучивание). Это особенно применимо для сравнительно небольших, хорошо составленных объемов информации. Исключение представляет сложная и объемная информация, которую лучше запоминать по частям. При частичном заучивании запоминаются отдельные части из большого объема (например, отдельные разделы в главе учебника). Когда вы решаете, какой метод лучше использовать, старайтесь запоминать максимальное количество значимой информации за один раз.
Если материал очень объемный и сложный, примените прогрессивный частичный метод, разбив задание на серию коротких разделов. Сначала изучите часть А, пока не усвоите ее. Затем изучайте части А и Б; затем А, Б и В и т. д. Это хороший способ выучить все реплики пьесы, длинный музыкальный отрывок или стихотворение. После того как материал изучен, вам следует попрактиковаться, начав повторять с других частей (В, Г или Б. например). Это поможет вам избежать того, что вы растеряетесь или забудете что-либо посреди своего ответа.
Положение в ряду. Когда вам надо выучить что-либо но порядку, не забудьте об эффекте положении информации в ряду. Когда вы будете воспроизводить текст, то у вас проявится тенденция делать больше всего ошибок при припоминании середины. Если вас знакомят с большим количеством людей, то вы, скорее всего, забудете имена тех, кто стоит посредине, и вам придется делать дополнительное усилие, чтобы обратиться к ним. Также следует особенно тщательно запоминать середину списка, стихотворения или речи. Попробуйте разбить большой объем информации на короткие отрывки и в середине разбейте текст на самые короткие отрывки.
Сигналы. Самые лучшие напоминающие сигналы (стимулы, которые помогают восстанавливать информацию в памяти) — это те, которые присутствовали при кодировании информации. Например, в одном исследовании студентам дали устрашающую задачу выучить список из 600 слов. По мере чтения списка студенты для каждого перечисленного слова вспоминали еще три других слова, близких по значению. В тесте, который они прошли позже, эти придуманные слова стимулировали припоминание. Студенты вспомнили 90% первоначального списка слов.
Дополнительное заучивание. Многочисленные исследования показали, что память значительно улучшается, когда вы учите что-то дополнительно, то есть когда изучение заходит дальше простою владения материалом. После того как вы выучили материал достаточно хорошо, чтобы повторить его один раз без ошибки, продолжайте изучать дальше. Дополнительная информация — это лучшая гарантия того, что вы не провалите тест из-за того, что перенервничали.
Заучивание вразбивку. Чтобы снести скуку и усталость к минимуму, попробуйте учить материал в течение коротких промежутков времени и делайте небольшие перерывы. Эта модель называется заучиванием вразбивку, и в целом она лучше массированного заучивания, при котором между сеансами заучивания не делается отдыха вообще или перерыв на отдых очень мал. Если мы улучшаем внимание и консолидацию, то три 20-минутных сеанса дадут нам больше, чем 1 час неотрывной зубрежки.
Сон. Помните, что сон после учебы снижает интерференцию. Тем не менее если вы не «сова», поздний вечер может оказаться не очень эффективным временем для запоминания. Также вы, очевидно, не можете спать после каждого сеанса заучивания или учить все, что вам нужно, перед сном. Вот почему ваше расписание занятий должно включать достаточно большие перерывы между предметами. Перерывы и свободное время в вашем расписании так же важны, как и периоды учебы.
Голод. Люди почти всегда набирают меньше баллов по тестам на намять, когда они голодны. Так что мамочка была права! Нам вовсе не мешало хорошо позавтракать или пообедать перед тем, как идти сдавать школьный экзамен.
Повторение. Если вы заучивали материал вразбивку и выучили дополнительную информацию, то повторение будет для вас как глазурь на торте наших знаний. Если вы повторите материал незадолго до экзамена, то у вас сократится время, в течение которого вы должны будете вспоминать детали, особенно важные для теста. Во время повторения сведите количество новой информации для запоминания к минимуму. Может быть, вполне практично усвоить то, что вы действительно выучили, и добавить еще чуть-чуть больше в последние минуты зубрежки. Однако помните, что дополнительная порция информации может испортить то, что вы уже знаете.
Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта Личностный рост и саморазвитие
< Предыдущая | Следующая > |
---|