Как можно улучшить память человека

Как можно улучшить память человека

Татьяна Кули выиграла общенациональный кон­курс памяти, проводившийся в Нью-Йорке. Чтобы победить, она должна была запомнить длинные списки слов и чисел, порядок карт в перетасованной колоде, 54 строчки стихов и 100 имен и лиц. Татьяна считает, что запоминание — это развлече­ние.

Вы можете предположить, что она столь же хорошо справляется с повседневными задачами на запоминание. Однако, вопреки ожиданиям, Татья­на описывает себя как «невероятно рассеянного» человека. Когда ее спросили, сколько у нее братьев и сестер, она ответила, «Шесть, э-э-э... семь, э-э-э... шесть», В каком году она окончила школу? После паузы, длившейся несколько секунд, она ответила: «В 1990». В каком классе начальной школы она училась, когда выиграла региональный конкурс по правописанию? Она не смогла вспомнить. Боялась ли она когда-нибудь что-то забыть? Татьяна ежед­невно составляет списки дел, которые нужно сде­лать, и окружается себя кипой самоклеящихся за­писок.

Стратегии памяти

Что мы можем узнать о памяти на примере Татья­ны? Во-первых, мы все должны быть более терпимы­ми к периодическим провалам в памяти. Даже чемпи­оны но запоминанию обладают далеко не идеальной памятью! Память — это не магнитофон или видеокамера. Информация не­редко теряется, а в воспоминания вносятся измене­ния в процессе их хранения и извлечения. Порой это может досаждать нам, но в ЭТОМ есть и свои положи­тельные стороны. Гибкость памяти человека позволяет нам сосредоточится на том, что важно и осмысленно, хотя это и способствует появлению не­которых неточностей. Успехи Татьяны в качестве «атлета памяти» также свидетельствуют о том, что использование памяти в полном объеме требует уси­лий и практики.

 

Как  улучшить  память: лучшие способы

Знание результатов. Чтоб улучшить память лучше все­го, когда есть обратная связь или мы уже знаем ре­зультаты. Это позволяет проверять свои успехи. Об­ратная связь или знание результатов может помочь вам идентифицировать идеи, необходимые для до­полнительной практики. Кроме того, понимание того, что вы вспомнили или ответили правильно, вознаградит вас. Основной способ обеспечить обрат­ную связь при заучивании — произнесение вслух. Произнесение вслух. Если вы собираетесь запом­нить что-то надолго, то в конце концов вам придет­ся восстановить это. Когда вы произносите матери­ал вслух, вы запоминаете его. Заучивание вслух за­ставляет вас вновь воспроизводить информацию. Когда вы читаете текст, лучше почаще останавливай­тесь и пытайтесь вспомнить только что прочитанное и пересказать собственными словами. В одном экс­перименте наилучшие результаты но запоминанию показала та группа студентов, которая 80% времени тратила на произнесение вслух и только 20% — на чтение. Так что, может быть, студенты, которые разговаривают сами с собой, не такие уж сумасшедшие.

Повторение. Чем больше вы повторяете (мыслен­но пересматриваете) информацию во время чтения, тем лучше вы ее запомните. Однако учтите, что само по себе повторение не очень эффективно. Луч­ше всего сочетать повторение с уточнением и поис­ком взаимосвязи с уже существующим знанием. Размышление о фактах поможет объединить их в памяти. Чтобы улучшить память, вы должны активно применять стратегии повторения.

Выбор. Великий ученый-гуманист Эразм Роттер­дамский сказал, что хорошая память должна быть как рыбачья сеть: нужно удерживать всю большую рыбу, а маленьким давать ускользнуть. Если вы со­кратите параграфы в большей части учебников до одного-двух важных терминов или идей, то вы об­летите работу вашей памяти. Попробуйте избира­тельно отмечать в учебниках главное, делайте замет­ки на полях, чтобы дальше суммировать ваши идеи. Большинство студентов слишком часто делают по­метки прямо в тексте. Если вы выделяете все, то вы не очень-то избирательно действуете, и вполне веро­ятно, вы не слишком внимательно читали текст.

Систематизация. Предположим, вам надо запом­нить следующий ряд слов: север, мужчина, красный, весна, женщина, восток, осень, желтый, мальчик, голу­бой, запад, зима, девочка, зеленый, юг. Этот довольно трудный для запоминания ряд можно преобразовать в такие соидинения:север-восток-юг-запад, весна-лето-осень-зима, красный-желтый-зеленый-голубой, мужчииа-женщина-мальчик-девочка. Такая простая пере­становка помогала студентам быстрее запоми­нать второй ряд, когда студентов тестировали на запоминание того и другого ряда. Систематизация конспектов и подведение итогов в гла­вах может принести пользу для улучшения памяти.

Заучивание целиком или частично. Если вам надо выучить наизусть целую речь, будет ли лучше всего выучить ее с начала до конца? Или учить ма­ленькими частями, но абзацам? В общем, лучше за­поминать цельные части, а не отрывки (целостное заучивание). Это особенно применимо для сравни­тельно небольших, хорошо составленных объемов информации. Исключение представляет сложная и объемная информация, которую лучше запоминать по частям. При частичном заучивании запоминаются отдельные части из большого объема (например, отдельные разделы в главе учебника). Когда вы ре­шаете, какой метод лучше использовать, старайтесь запоминать максимальное количество значимой ин­формации за один раз.

Если материал очень объемный и сложный, при­мените прогрессивный частичный метод, разбив за­дание на серию коротких разделов. Сначала изучи­те часть А, пока не усвоите ее. Затем изучайте части А и Б; затем А, Б и В и т. д. Это хороший способ вы­учить все реплики пьесы, длинный музыкальный отрывок или стихотворение. После того как материал изучен, вам следует попрак­тиковаться, начав повторять с других частей (В, Г или Б. например). Это поможет вам избежать того, что вы растеряетесь или забудете что-либо посреди своего ответа.

Положение в ряду. Когда вам надо выучить что-либо но порядку, не забудьте об эффекте положении информации в ряду. Когда вы будете воспроизво­дить текст, то у вас проявится тенденция делать больше всего ошибок при припоминании середины. Если вас знакомят с большим количеством людей, то вы, скорее всего, забудете имена тех, кто стоит посредине, и вам придется делать дополнительное усилие, чтобы обратиться к ним. Также следует осо­бенно тщательно запоминать середину списка, сти­хотворения или речи. Попробуйте разбить большой объем информации на короткие отрывки и в середи­не разбейте текст на самые короткие отрывки.

Сигналы. Самые лучшие напоминающие сигналы (стимулы, которые помогают восстанавливать ин­формацию в памяти) — это те, которые присутство­вали при кодировании информации. Например, в одном исследовании студентам дали уст­рашающую задачу выучить список из 600 слов. По мере чтения списка  студенты для каждого перечисленного сло­ва вспоминали еще три других слова, близких по значению. В тесте, который они прошли позже, эти придуманные слова стимулировали припоминание. Студенты вспомнили 90% первоначального списка слов.

Дополнительное заучивание. Многочисленные исследования показали, что память значительно улучшается, когда вы учите что-то дополнительно, то есть когда изучение заходит дальше простою вла­дения материалом. После того как вы выучили ма­териал достаточно хорошо, чтобы повторить его один раз без ошибки, продолжайте изучать дальше. Дополнительная информация — это лучшая гаран­тия того, что вы не провалите тест из-за того, что перенервничали.

Заучивание вразбивку. Чтобы снести скуку и усталость к минимуму, попробуйте учить материал в течение коротких промежутков времени и делайте небольшие перерывы. Эта модель называется заучи­ванием вразбивку, и в целом она лучше массирован­ного заучивания, при котором между сеансами за­учивания не делается отдыха вообще или перерыв на отдых очень мал. Если мы улучшаем внимание и консолидацию, то три 20-минутных сеанса дадут нам больше, чем 1 час неотрывной зубрежки.

Сон. Помните, что сон после учебы снижает ин­терференцию. Тем не менее если вы не «сова», по­здний вечер может оказаться не очень эффективным временем для запоминания. Также вы, очевидно, не мо­жете спать после каждого сеанса заучивания или учить все, что вам нужно, перед сном. Вот почему ваше расписание занятий  должно включать достаточно большие перерывы между предметами. Перерывы и свобод­ное время в вашем расписании так же важны, как и периоды учебы.

Голод. Люди почти всегда набирают меньше бал­лов по тестам на намять, когда они голодны. Так что мамочка была права! Нам вовсе не мешало хорошо позавтракать или пообедать перед тем, как идти сда­вать школьный экзамен.

Повторение. Если вы заучивали материал враз­бивку и выучили дополнительную информацию, то повторение будет для вас как глазурь на торте наших знаний. Если вы повторите материал неза­долго до экзамена, то у вас сократится время, в те­чение которого вы должны будете вспоминать де­тали, особенно важные для теста. Во время повто­рения сведите количество новой информации для запоминания к минимуму. Может быть, вполне практично усвоить то, что вы действительно вы­учили, и добавить еще чуть-чуть больше в послед­ние минуты зубрежки. Однако помните, что до­полнительная порция информации может испор­тить то, что вы уже знаете.

 

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта Личностный рост и саморазвитие

 



Друзья сайта


af92a77d