Как повысить успеваемость школьнику или студенту - важные привычки в учебе

Как повысить успеваемость школьнику или студенту - важные привычки в учебе

Избегайте депрессии последних минут подготовки

Практически любая тема может оказаться для кого-то интересной. Я, например, не особенно инте­ресуюсь сексуальной жизнью южноамериканской древесной лягушки. Тем не менее биолога она может увлечь. Если вы ждете, пока учитель «сделает» курс увлекательным, то упускаете самое главное. Интерес — это ваша уста­новка. Ошибочно видеть причину плохих результа­тов зачета или экзамена в том, что «события вышли из-под вашего контроля». Студенты, которые счита­ют, что успех основан на усилии, как правило, ус­пешнее учатся и показывают стабильно хорошие ре­зультаты. Давайте рассмотрим еще кое-что, что вы можете сделать, чтобы усовер­шенствовать процесс обучения.

Занимайтесь в приспособленном для этого месте

В идеале вы должны заниматься в спокойном, хоро­шо освещенном месте, где вас ничто не отвлекает. Если можно, следует выделить место, где вы только учитесь. Ничего больше там не делайте: не храните там журналы, CD-плейеры, не приглашайте туда друзей, не держите там домашних животных, посте­ры, видеоигры, паззлы, еду, не устраивайте там сви­даний. Не держите перед глазами спортивную маши­ну, слонов, фортепиано, телевизор, губную гармош­ку или дельтаплан. Таким образом, это конкретное место будет ассоциироваться у вас только с учебой. Тогда, вместо того чтобы заставлять себя учиться, достаточно будет просто отправиться в «кабинет». Как только вы там окаже­тесь, вам уже будет относительно легко начать зани­маться.

Занимайтесь в течение коротких сессий

Перед экзаменом целесообразно все тщательно по­вторить. Тем не менее у вас возникнут неприятно­сти, если вы решите усвоить всю информацию за раз. Исследования показывают, что гораздо эффективнее заниматься понемногу. Размеренная практика состоит из большого числа относительно коротких учебных сессий. Длительное непрерывное заучивание называ­ется массированной практикой (если вы решите «уплотнить» свои занятия, то, вполне возможно, у вас возникнет «каша в голове»). Зазубривание сильно напрягает нашу память. Не стоит пытаться учить новый материал в последний день перед эк­заменом. Гораздо лучше учить маленькими отрыв­ками каждый день и часто повторять.

Попробуйте применить мнемонические приемы

Мнемоника помогает нам запоминать. Большинство мнемотехник связывают новую информацию с иде­ями или образами, которые легко запомнить. Напри­мер, как вам быть, если вы хотите запомнить, что по-испански утка будет pato (произносится пото)? Ан­глоязычный студент, используя мнемонику, может связать это с английским pot — кастрюля и предста­вить утку в кастрюле или утку с кастрюлей вместо шляпы. (Русскоговорящий студент может представить, например, вспотевшую утку.) Точно так же, чтобы запомнить, что координаци­ей управляет мозжечок (мозжечок по-английски — cerebellum (произносится «сере-бел-лум»), можно представить себе некую Сару Беллум, у которой хорошая координация. (А чтобы вы запомнили по-русски, перед вашим мысленным взором может появляться какой-нибудь мужичок с хорошей ко­ординацией.) Чтобы результаты были лучше, сде­лайте ваши образы необычными, странными, жи­выми, представьте, как они движутся.

Протестируйте себя сами

Хороший способ повысить оценки — это выполнить дома несколько предварительных тестов перед экза­меном, тестированием или письменной работой в аудитории. Другими словами, учеба должна вклю­чать самотестирование, когда вы задаете вопросы самому себе. Можете использовать карточки, контрольные вопросы в учебнике и другие средства. По мере ТОГО как вы учите материал, задавайте себе по­больше вопросов и проверяйте, что вы можете на них ответить. Учеба без тестирования — это все равно что игра в баскетбол без бросков мяча в корзину.

С целью сделать для вас самопроверку более удобной, ваш преподаватель может раздать вам рас­печатанное Учебное руководство. Вы можете ис­пользовать содержащиеся в нем упражнения и во­просники для подготовки к экзаменам. Практичес­кие вопросники также доступны в Интернете, о чем будет говориться далее.

Дополнительный материал

Многие студенты недостаточно готовятся к экзаме­нам, и большинство переоценивает свои будущие хорошие результаты (Murray, 1980). Решить обе проблемы может заучивание дополнительного мате­риала, когда вы продолжаете учить материал, уже овладев темой. Другими словами, планируйте зани­маться дополнительно и повторять после того, как вам уже начнет казаться, что вы подготовились.

Есть еще одна причина для усвоения дополни­тельного материала: студенты, тщательно готовив­шиеся к более сложным формам отчетности, лучше справляются, если приходится сдавать другие. На­пример, если вы хорошо подготовлены к сочинению, краткий тест вообще не составит никакой проблемы. Таким образом, вы лучше усвоите материал и дей­ствительно «будете знать предмет».

Откладывание на потом

Все эти техники для обучения замечательны. Но как мне справиться с откладыванием учебы на потом'? Тенденция оттягивать подготовку к экзаменам и от­кладывать занятия на потом почти универсальна (когда в кампусе проводятся семинары по отклады­ванию учебы, многие студенты не удосуживаются зайти и записаться на них!) Даже когда откладыва­ние на потом не ведет к неудачам, оно может стать причиной многих проблем. Те, кто откладывает все на потом, работают только в условиях прессинга, прогуливают занятия, придумывают лживые пред­логи, чтобы слать работу позже, и им становится стыдно за свои попытки выучить материал в послед­нюю минуту.

Почему многие студенты склонны оттягивать заня­тия?

Многие студенты приравнивают свои оценки к сво­ей личной значимости. Опсладывая свои занятия на потом, они оставляют себе возможность видеть при­чину неуспеха в том, что поздно начали готовиться, а не в том, что у них не хватает способностей. Помимо всего остального, это была их не са­мая лучшая попытка, ведь так?

С этой проблемой связан и перфекционизм. Если вы ждете невозможного, трудно начать выполнять задание. Студенты с высокими стандартами, как пра­вило, имеют привычку делать все или ничего. Это особенно верно, если вы чувстви­тельны к тому, что подумают о вас другие.

Управление временем

Управляя своим временем, большинство людей, от­кладывающих занятия на потом, в конце концов сталкиваются с проблемой собственных заслуг. Тем не менее многие студенты могут приобрести более совершенные навыки и правильно распоряжаться своим временем. Так как мы уже обсуждали навы­ки учебы, давайте обсудим управление вашим вре­менем.

План на неделю — это письменный план, распреде­ляющий время для учебы, работы и отдыха. Чтобы подготовить ваше расписание, составьте таблицу, указав в ней все часы каждого дня недели. Затем за­пишите время, которое у вас уже распределено: сон, еда, занятия, работа, практика в группе, уроки, встре­чи и т. д. Затем запишите время, когда вы готовитесь к различным занятиям. Наконец, отметьте оставши­еся часы как открытое, или свободное время.

Каждый день вы можете использовать свое распи­сание для проверки. Так вам с первого взгляда ста­нет понятно, что уже сделано, а что еще предстоит сделать.

Вам также может пригодиться составить расписа­ние сроков: укажите даты всех контрольных, тестов, докладов, курсовых и других важных заданий. Кра­сота следования расписанию состоит в том, что вы знаете, что делаете честную попытку. Это также по­может вам избежать чувства усталости, если вы ра­ботаете, или вины, когда вы отдыхаете и играете с друзьями.

Относитесь к своему времени учебы как к серьез­ной обязанности, но при этом уважайте и свой отдых. И помните, студенты, прилежно занимающиеся учебой и хорошо распоряжающиеся своим временем, действи­тельно получают лучшие оценки.

Постановка целей

Многим студентам кажется полезным установить конкретные цели, четкие и соизмеримые. Если вам трудно поддерживать мотивацию, то вам будет полезно поставить перед собой цели на семестр, неделю, день и даже целый курс. Относи­тесь к своим целям реалистически, но и не недооце­нивайте себя. Если вы будете прилагать больше уси­лий в начале курса, то сильно ослабите стресс, кото­рый будете испытывать позже. Если ваши преподаватели редко дают вам задания, уста­новите свои собственные цели на день. Например, вы можете читать, учить и повторять по восемь страниц в день, чтобы за пять дней выучить главу в 40 страниц. Множество маленьких шагов могут со­ставить впечатляющий путь.

Качественно потраченное время

Оценки зависят почти настолько же от усилий, на­сколько и от «интеллекта». Тем не менее не забывай­те, что хорошие студенты работают эффективнее, а не просто больше. Многие практики обучения до­вольно неэффективны — скажем, повторение по те­тради, а не по учебнику, пересказ глав, ответы на во­просы с открытой книгой и «групповое повторение» (часто переходящее в вечеринку). Студенты, полу­чающие самые хорошие оценки, придают особое внимание качеству: они тщательно изучают свои книги и записи и регулярно посещают занятия.

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 



Друзья сайта


af92a77d