Замещение механизм психологической защиты (Смещение)

Замещение механизм психологической защиты

Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их (это может быть угроза безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний, «вбитый себе в голову», запрет на осуществление желания), человек нередко прибегает к странным реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают они на бессознательном уровне.

Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики принадлежит Зигмунду Фрейду. Авторами большинства теорий о защитных механизмах также были исследователи, ориентированные на психоанализ. На сегодняшний день науке известно около 30 психологических защит. (Мы ограничимся «формулой Миллера», т.е. числом «семь плюс-минус два». Этого будет достаточно, чтобы в целом получить представление о проблеме.) Итак, защитные механизмы психики – это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация. Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели. (В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание».)

 

И это моя жизнь, такая единственная, такая неповторимая.

Из кинофильма «Граница. Таежный роман»

Замещение (смещение) – один из самых известных и хорошо описанных защитных механизмов. К примеру, молодые люди (а порой и не очень молодые люди, но тоже с неустроенной личной жизнью) любят посещать дискотеки и рестораны, где можно расслабиться и потанцевать. Танец – это такой вид замещающей деятельности, где нереализованная сексуальная энергия находит себе выход в ритмичных телодвижениях и игровых касаниях с партнером. Вы, наверно, уже обратили внимание, что женатых мужчин не очень-то волнуют танцы (имеется в виду в узком семейном кругу). Для детей, помимо всего прочего, в танце (единственно в танце и больше нигде) общество снимает запрет на телесные контакты мальчиков и девочек. В пионерском лагере каждый четвертый танец медленный и подростки того и другого пола надрывно орут: «Только не надо медленных танцев», но как только включается плавная музыка и свет «приглушается», у всех руки автоматически поднимаются в угол 90 градусов и дети делают шаги навстречу друг другу, закрыв глаза, как зомби. (А как же иначе? Скажите на милость, где еще 13-летний мальчик может прижать к себе 13-летнюю девочку?)

Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту. Например, человек, разозлившись на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к детям или жене. (Хотел купить на Арбате хохломского расписного гуся, а купил дешевую берестяную солонку.) Обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры. Исследовательские данные свидетельствуют, что из большинства чувств, присущих человеку, чаще других смешается именно агрессия. Сбрасывая агрессию на «сходный» объект, человек переживает что-то вроде катарсиса (очищения), напряжения в нем становится меньше (т.е. он как бы «благополучно разряжается в более подходящей для этого обстановке»).

Зримое нагнетание агрессии (или злости) у современного человека средних лет обратило на себя внимание многих психологов. Игорь Вагин в книге «Психология зла» пишет, что самое яркое впечатление на нас (как потребителей кинопродукции) производят именно отрицательные герои. Сколько ни обманывай себя, но проявление зла (в литературе и искусстве) чаще оказывается интереснее тихой (пресной) кротости, спокойствия и Добродетели. (Вспомните хотя бы капитана Никиту из нашумевшего сериала «Граница. Таежный роман». Какая прелесть!) Жесткие, колкие, грубые оценки других людей и их поступков – это, наверное, одно из самых распространенных проявлений кризиса середины жизни (особенно у мужчин). И эта злость (а порой жестокость), как форма защитной реакции уязвленной психики, в первую очередь ударяет по нашим близким.

 

При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального. Здесь трансформируется (или же сублимируется) сама энергия, по аналогии с танцем. (Разумеется, сам индивид не понимает, откуда у него могло взяться новое чувство.) Наиболее характерным случаем смещения по второму типу в практике психоанализа является смещение сексуального и агрессивного драйва. Это означает, что энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности. И если продолжить тему возмущенного подчиненного и доставшей его начальницы (хотя может быть и наоборот), то здесь у нас способен нарисоваться замечательный сюжет по аналогии с фильмом Эльдара Рязанова «Служебный роман». (Помните, Мягков играет там одинокого мужчину, у которого «мальчик и еще мальчик».) Только вот герои Эльдара Рязанова – свободные люди, а на практике мы наблюдаем такие истории, перед которыми блекнет всякая «Санта-Барбара». По пятеро детей бросают! (Защитному механизму, ему ведь не прикажешь.) Кстати, любовница леди-босс – это сейчас очень модно.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 



Друзья сайта


af92a77d