Искусство ведения разговора для эффективного общения

Искусство ведения разговора

После того как вам  удалось  завязать  разговор,  продолжайте  задавать  собеседнику  открытые  вопросы,  развивая принятую им тему и поддерживая его желание говорить.

Рассмотрим это на примере:

«Где вы провели отпуск в этом году?» (открытый вопрос).

«В Новой Зеландии».

«Правда? Как интересно! Я давно мечтаю там побывать, но  как-то не получается. Ну и какие у вас впечатления?» (вы высказываете свое отношение к словам собеседника, но не развиваете  собственную мысль,  а  задаете  открытый  зондирующий  вопрос,  чтобы

человек продолжал увлеченно говорить).

«О, это было замечательно! Необычайно красивая страна там есть где отдохнуть и на что посмотреть, да и люди очень доброжелательные».

«А в каких местах вы там побывали?» (открытый вопрос)

«О, мы изъездили оба острова - большую часть отпуска пропутешествовали, а потом еще гостили у моего брата в Окленде».

«Так у вас там брат? Да вам можно позавидовать! Вот  у меня в Новой Зеландии никого нет,  но  я  много  читал  об  этой  стране.  А  ваш  брат  там  уже  давно  живет?» (вы сообщаете  немного  информации  о  себе  и  тут  же  задаете  открытый  зондирующий вопрос).

«Да  почти  уже  двенадцать  лет. С тех пор  как он  уехал из Англии, мы  ни  разу  с  ним  не виделись, так что это была наша первая встреча после такого перерыва».

«Представляю,  как  вы были рады увидеть друг друга! А почему ваш брат уехал в Новую Зеландию?» (вы  сопереживаете  собеседнику  и  стимулируете  дальнейшее  развитие разговора открытым зондирующим вопросом).

С  помощью  подобных  вопросов  можно  очень  быстро  получить  достаточно  полное представление  о  человеке  и  его  жизни.  Вы  сначала  задаете  открытый  вопрос,  а  потом копаете  немного  глубже.  Можно  использовать  также  и  некоторые  другие приемы:

высказывать  свои  собственные мысли  и  чувства (я  давно мечтаю там  побывать,  да  все как-то  не  получается»)

сопереживать  событиям,  о  которых  вам  рассказывают («Предсставляю,  как  вы  были  рады  увидеть  друг  друга!»).

Можно  так  повторить  какую-нибудь фразу собеседника, как бы осмыслив ее: «Так у вас там брат?»

В приведенном выше примере вы поддерживаете и оживаете беседу тем, что:

осмысливаете сказанное собеседником, повторяя некоторые его фразы;

сопереживаете чувствам собеседника;

ободряете человека, стимулируя его желание говорить;

интересуетесь.

уточняете.

интерпретируете:

«И  что же  было  дальше?»; «Так  вы  говорите,  что...?»; «Вы  имеете  в  виду,  что...?»;

«Правильно ли я понял, что. «Насколько я вас понял...».

Итак,  давайте  снова  вернемся  к  нашему  примеру  и  посмотрим,  как  будет  развиваться диалог после вопроса, на котором остановились.

«А почему ваш брат эмигрировал?» (открытый зондирующий вопрос).

«В Англии его должность попала под сокращение, и он решил попытать счастья в Новой Зеландии - ему всегда хотелось туда Уехать».

«Да? А почему?» (открытый зондирующий вопрос).

«Да просто так, мальчишеская мечта».

«Но, выходит, если бы его не уволили с работы, эта мечта скорее всего так бы и осталась мечтой?» (интерпретация).

«Похоже, что так. Кстати, я тоже подумываю о том, чтобы туда переехать».

«Думаете, вам удастся подыскать там себе хорошую работу?» (закрытый вопрос).

«Думаю,  да.  Я  уже  прощупал  почву  насчет  вакансий  помог  специальности (сам  я - системный аналитик)».

«Я вижу, вы не любите сидеть сложа руки. Так, значит, если вам предложат нормальную работу, вы отсюда уедете?» (уточнение).

«Конечно. Нужно только, чтобы моя жена согласилась на такой переезд».

«А что - она не хочет ехать?» (открытый вопрос).

«Понимаете, бывает очень трудно оставить  всех своих родных и друзей,  чтобы начать жизнь на чужом месте».

«Да,  это  ужасно трудно. Мне  самому  пришлось  пройти  через  это,  когда  я  на  пять  лет уехал из Англии в Штаты» (добавление информации о себе).

Сколько же закрытых вопросов мы задали за весь этот разговор? Верно - один!

Итак,  теперь  вы  знаете,  как  правильно  вести  беседу.  Конечно,  очень  трудно  постоянно держать  в  голове  все  эти  правила  и  анализировать  структуру  разговора,  но  это действительно полезно, потому что такой анализ помогает понять, каким образом можно повысить эффективность общения.

 

Статья подготовлена по материалам книги Полины Роусон «Техника общения»

{odnaknopka} 


Друзья сайта


af92a77d