Инфантилизм – основная особенность страдающих беспричинным страхом

Инфантилизм – основная особенность страдающих беспричинным страхом

Целесообразно поговорить об инфантильности в контексте общего разговора о причине появления беспричинного страха. Инфантильность представляется той психической базой, из которой вырастают фобии.

Под инфантилизмом понимается патологическое строение психики, обусловленное необходимостью вытеснения из сознания патогенного душевного материала.

Под «патогенным душевным материалом» понимаем все то, что может напомнить о том, что хочется забыть. Патогенными, то есть, запретными, могут быть: мысли, восприятия, желания, эмоции, воспоминания, ассоциации, фантазии, мечты и пр.

Инфантилизм – это проблема психики, а не возраст. Человек может страдать инфантилизмом и в семь лет и в семьдесят семь лет.

В дальнейшем изложении человек, страдающий инфантилизмом, будет, для краткости, называться «инфантом».

Сталкиваясь с беспричинным страхом или фобией, мы всегда имеем дело с инфантильной психикой. Другое дело, что инфантильная психика не всегда прирастает фобиями, для этого должны выполниться ряд условий. В данной работе нас интересует только «послушные, правильные дети»: именно такая форма инфантилизма легче всего порождает фобические страхи, и именно с такими «послушными детьми» психоаналитик имеет дело чаще всего, «истеричные, нарцисичные дети» нас здесь интересовать не будут.

Для правильного понимания психоаналитических текстов нужно иметь в виду, что все описываемые события совершаются в сфере человеческого воображения. Так, например, когда говориться, что инфант отвоевал мать у отца, то имеется в виду событие, которое действительно имело место, но в воображении ребенка.

1.Инфантилизм, как явление. Инфантилизм является наблюдателю в виде поведения, которое напоминает поведение «послушного» ребенка.

Под поведением «ребенка» здесь понимается стремление человека переложить решение своих проблем на плечи «родителя», где в качестве «родителя» может выступить любой, кто хоть как-то будет ассоциироваться у инфанта с его родителем.

Инфантилизм не просто отличить от нормального поведения ребенка. И тот и другой в случае опасности стремятся спрятаться за спину родителя; и тот и другой  бояться остаться один на один с потенциально опасной ситуацией. К тому же, сложно говорить о стремлении к послушанию и хорошему поведению, как о патологической симптоматике, просто язык не поворачивается, хотя так оно и есть. Используя психоаналитическую терминологию можно говорить об устойчивом контрпереносе взрослых; если ребенок ведет себя «хорошо», то он автоматически пропадает как объект для анализа – «норма» не анализируется.

Главное отличие инфанта от нормального ребенка состоит в том, что нормальный ребенок хочет быть взрослым и самостоятельным, но пока не может, а инфант даже если и может быть взрослым и самостоятельным, не хочет этого делать. Инфант именно не хочет быть самостоятельным, его задача убедить взрослых и в первую очередь родителей, что он не может быть самостоятельным, что ему нужна забота, внимание и уход. Лучшим способом для этого является болезненное состояние тела или психики, или тела и психики.

Инфантильность легче всего обнаруживается в парадоксальной реакции человека на опасность (проблему). При возникновении проблемной ситуации инфант, вместо того, чтобы бороться с проблемой, начинает демонстрировать беспомощность, страх, обиду, нанесенный ему ущерб, готовность к послушанию.

2.Инфантилизм, как основа беспричинных страхов. Фобия представляет собой продукт развития инфантилизма.

До того как страх стал фобическим, то есть, неуправляемым, он был управляемым, и служил инфанту для демонстрации родителям своей беспомощности, то есть, собственно, инфантилизма.

Страх является именно средством, с помощью которого инфант создает о себе впечатление беспомощного и несамостоятельного существа.

Человек, страдающий инфантилизмом, учит свою психику бояться, погружаться в страх с детства. Если мы сравним реакцию здорового человека на опасность и реакцию инфанта на опасность, то  обнаружим принципиальное отличие; говоря «здоровый человек», я имею в виду, человека, не страдающего фобией. Здоровый человек стремится сохранить состояние контроля над проблемой, для чего его представление об опасности подсознательно контролируется его наличной возможностью борьбы с ней. «Инфант», напротив, неосознанно стремится к беспомощности перед проблемой, для чего его представление о проблеме делает ее неразрешимой для него. Так, например, когда у здорового человека заныло в боку, он пытается снять проблему и говорит что-то вроде «съел что-нибудь», а инфант сразу предполагает вариант с летальным исходом, рисует в своем воображении картинки мученической смерти и погружается в страх.

Причиной появления панической атаки является специфическая реакция инфанта на опасность, а именно, погружение в страх. Перестав быть управляемым, сам страх становится опасностью для инфанта, а при возникновении опасности инфант погружается в страх.

Лавинообразное нарастание страха (паническая атака) обусловлено тем, что к неуправляемому страху инфант добавляет еще страх как реакцию на неуправляемость страха. Добавленный страх, в свою очередь, усиливает первоначальный неуправляемый страх, опасность которого возрастает еще больше. На возрастание опасности инфант опять реагирует погружением в страх, еще более усиливая неуправляемый страх. Добавляя в неуправляемый страх еще страх, как реакцию на него, инфант увеличивает его силу и уменьшает возможность управления им. Данный процесс нарастания неуправляемого страха и воспринимается инфантом как паническая атака.

3.Инфантилизм, как невротический механизм вытеснения патогенного душевного материала. Анализ сталкивается с крайней устойчивостью инфантилизма к попыткам коррекции его из вне: никакая критика не способна поколебать инфанта в его желании найти себе «родителя». Сколько бы инфант не был обманут всякого рода мошенниками, он не перестает верить в «добрых» людей и искать того, кому бы он мог довериться. Казалось бы странное поведение: вроде бы разумный человек, а ведет себя совершенно абсурдно, но не все так просто.

Если мы зададимся резонным вопросом о смысле данной игры человека в «послушного(правильного) ребенка, то только психоаналитическая теория даст нам вразумительный ответ, все остальные попытки объяснить это, по сути, провальные, так как, представляют инфантилизм, как некое абсурдное действо, а инфанта, как абсурдное существо, лишенное представления об адекватности и целесообразности своих действий.

Про другого всегда можно сказать, что он абсурден, потому что -  дурак, но про себя так никто не скажет. Каждый для себя предстает существом разумным, совершающим адекватные действия; психоанализ с этим согласен, но, тогда необходимо ответить на вопрос о смысле происходящего абсурда.

Для внешнего наблюдателя очевидны только минусы: никакого права на собственные желания инфант не имеет, он может хотеть только разрешенные «родителем» желания; его «послушность» все время кто-то эксплуатирует; он находится в постоянной зависимости от воли «родителя», которая редко бывает «доброй»; инфант подавил в себя сам источник смысла существования - своеволие и собственные желания, он отказался от права определять – что такое хорошо, что такое плохо; наконец, страхи – переживание хоть и нужное инфанту, но само по себе – крайне неприятное.

Вот и спрашивается – зачем все это сделал со своей психикой разумный человек? Причина должна быть крайне веская. Психоаналитическая теория говорит, что такой причиной является необходимость вытеснения патогенного душевного материала из сознания; то есть, вся эта игра в «послушного ребенка» имеет внутреннюю цель, которая и придает этому видимому абсурду смысл.

Образ «послушного (правильного) ребенка» является для человека своего рода доспехами, защищающими его на поле боя от смертельной опасности. Перечисленные выше минусы инфантилизма можно сравнить с дискомфортом от ношения хороших доспехов: как бы тяжело и неудобно не было их носить, без них куда хуже. Инфанту тоже тяжело тащить свой образ, но отказаться от него и стать «взрослым», было бы для него катастрофой.

Что же вытесняется? Я думаю, что каждый мало-мальски знакомый с психоаналитической теорией знает, что вытесняется запретная сексуальность, квинтэссенцией которой являются инцестуальные фантазии. Это не совсем правильно. Инфантильные образ помогает невротику выжить после женитьбы на матери (выйдя замуж за отца). Сам факт «женитьбы» крайне важен для невротика, он его не отпустит, но данное событие ставит перед ним множество серьезных проблем: здесь и сексуальное предложение со стороны матери (отца), и собственные инцестуальные фантазии, и ответная агрессия побежденного родителя и др. Все эти проблемы невротик решает, как раз, за счет своего инфантильного образа. Образ «послушного ребенка» помогает невротику избежать всех тех опасностей, которые принесла ему вожделенная женитьба на матери (замужество за отцом).

Можно сказать, что инфант находится в ситуации некого перманентно совершаемого им страшного преступления (ведь ни от «женитьбы», ни от инцестуальных фантазий он отказываться не собирается), и ожидая разоблачения он играет роль «хорошего» ребенка, чтобы избежать или минимизировать наказание. Отождествление с «послушным (правильным)» ребенком является в психике инфанта неким алиби, защищающим его от обвинения в организации инцеста.

 Говоря об инфантильности, как о неком послании «проигравшему» родителю, уместно, вспомнить, что и более сложная психическая патология является своеобразным посланием ребенка родителю. Так, психоанализ шизофрении обнаруживает, что клиническая картина данного заболевания тоже подыгрывается пациентом. Он как бы демонстрирует свою болезнь родителю, от которого ожидает наказания. «Посмотри, что ты со мной сделал,- как бы говорит он, - твое воспитание довело меня до сумасшествия. Теперь я не за что не отвечаю, я ведь сумасшедший».

 

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 



Друзья сайта


af92a77d