В случаях, когда родителям не удается обеспечить дисциплину, дети становятся антисоциальными, агрессивными и неуверенными в себе. Эффективная дисциплина базируется на справедливости, но и на любви, основана на авторитете, но и на чуткости. Она помогает ребенку социализироваться, не разрушая связей любви и доверия между родителями и ребенком.
Родители, как правило, пытаются привить дисциплину своему ребенку одним из трех способов: убеждение с помощью силы, отлучение от родительской любви или управление поведением ребенка.
Убеждение с помощью силы использует физическое наказание или демонстрацию силы, с помощью которой родители могут отобрать игрушки или лишить ребенка привилегий. В качестве альтернативы некоторые родители применяют такой способ, как отлучение от любви (когда сдерживают какие-либо проявления любви и привязанности), отказываясь разговаривать с ребенком, угрожая уйти от него, отвергая его или действуя иными способами, например поступая так, как если бы ребенок на какое-то время стал недостойным родительской любви. Методы управления поведением сочетают в себе похвалы, одобрение, признание, власть, убеждение и т. п. для того, чтобы поощрять хорошее поведение. Каждый из таких подходов может успешно контролировать детское поведение, но побочные эффекты применения этих подходов сильно отличаются друг от друга.
Методы, ориентированные на применение силы, особенно использование жестоких или суровых способов физического наказания, связаны со страхом, ненавистью и отсутствием искренности и теплоты. Дети, которых подвергают суровым наказаниям, склонны проявлять дерзость, непослушание и агрессивность. Печально, но факт, что убеждение с помощью силы остается самым часто применяемым на практике методом привития ребенку дисциплины.
Отлучение от родительской любви способствует развитию у ребенка самодисциплины. Мы можем сказать, что такие дети становятся чрезвычайно совестливыми. Часто их характеризуют как «примерных»или на редкость «правильных». Но в качестве побочного эффекта данного подхода можно указать на то, что такие дети часто бывают тревожными, неуверенными и зависимыми от мнения взрослых.
Методы управления поведением также имеют свои ограничения. Самое важное заключается в необходимости тщательным образом приспосабливать эти методы к детскому уровню понимания. Дети младшего возраста не всегда могут понимать связь между правилами, разъяснениями и своим собственным поведением. Несмотря на это ограничение, методы управления повелением имеют большое преимущество в другой области. Психолог Стэнли Куперсмит) установил прямую связь между тем, каким образом родители приучают ребенка к дисциплине, и детской самооценкой.
Понятие самооценки имеет отношение к восприятию самого себя как стоящего человека. Высокая самооценка очень важна для душевного здоровья человека. Люди с заниженной самооценкой придают себе маленькое значение в сравнении с другими.
В начальной школе дети с высокой самооценкой, как правило, пользуются большей популярностью, более склонны к сотрудничеству и лучше учатся. Дети с низкой самооценкой ведут себя более отчужденно и часто имеют успеваемость ниже средней.
Куперсмит установил, что низкая самооценка связана с применением физического наказания или отказом в любви и привязаннгсти к ребенку. В противоположность этому высокая самооценка была отнесена к результатам применения методов управления поведением, которые придают особое значение четкой и последовательной дисциплине в сочетании с большой родительской заботой и вниманием по отношению к ребенку. Таким образом, лучше всего для родителей постараться свести к минимуму физические наказания и избегать ненужных отказов в родительской любви и привязанности. Дети, которые ощущают эмоциональную поддержку со стороны своих родителей, проявляют высокую самооценку.
Кун «Все тайны поведения человека»
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
< Предыдущая | Следующая > |
---|