Как дети овладевают языком или развитие языковых навыков

Как дети овладевают языком или развитие языковых навыков

Развитие языковых навыков: лепечущие крошки

Возникновение языка тесно связано с созреванием. Как известно всем родителям, дети могут плакать с самого рождения. К месяцу они используют плач для того, чтобы привлечь внимание. Как правило, родители могут отличить по тону голоса, голоден ли ребенок, сердится ли он или испытывает боль. В возрасте 6 или 8 недель дети начинают гулить (повторять гласные звуки, такие как «у-у» или «а-а»).

К 7 месяцам нервная система ребенка созревает настолько, что он может хватать предметы, улыбаться, смеяться, вставать и лепетать. На стадии лепета согласные объединяются с гласными и образуют бессмысленные звуки языка. Влияние окружения сказывается в том, что дети лепечут чаще в присутствии родителей.

Поначалу лепет детей, родившихся во всех уголках земного шара, звучит одинаково. Но вскоре язык, на котором говорят родители, начинает оказывать свое влияние. Иными словами, лепет китайских младенцев начинает напоминать китайский язык, когда лепечут мексиканские лети, они издают звуки, подобные испанскому языку, и т. д.

Когда ребенку исполняется около года, дети на короткое время могут вставать самостоятельно и отвечать на настоящие слова, такие как «нет» или «привет». Вскоре после этого формируется первая взаимосвязь между словами и предметами, и дети могут обращаться к своим родителям как «мама» и «папа». В возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети учатся самостоятельно стоять и ходить. К этому времени их словарь уже включает от 24 до 200 слов. Сначала они проходят стадию произнесения одного слова, во время которой ребенок говорит одно слово за раз, например «иди», «сок», «вверх». Вскоре он начинает объединять слова в простые предложения из двух слов, так называемую телеграфную речь:«мама ушла»

Язык и ужасные двухлетки

Приблизительно в то же время когда дети начинают соединять вместе 2-3 слова, они становятся более независимыми. Двухлетние дети понимают некоторые команды, которые произносят родители, но не всегда хотят им подчиняться. Такой ребенок может, например, отстаивать свою независимость, если скажет: «Не пей», «Я это делаю». «Моя чашка, моя чашка» и в таком же роде.

На второй год дети становятся подвижнее и больше шалят. Неудивительно, что в этот период достигает пика проявление их темперамента. Возникают конфликты между матерью и ребенком. Таким образом, когда многие родители жалуются, называя этот период «ужасные двухлетки», они не так уж далеки от истины.

Корни языка

В интересном исследовании психологи Уильям Кондон и Луис Сандер засняли на пленку, как новорожденные младенцы слушали различные звуки. Покадровый анализ пленки выявил нечто удивительное: дети двигали своими руками и ногами в ритме человеческой речи. Случайный шум, ритмическое постукивание или бессвязные гласные звуки не вызвали бы ЭТОГО языка танца. Такой эффект оказывает только естественная речь.

Почему младенцы, которым всего один день от роду, начинают «танцевать» под звуки человеческой речи, а не под другие звуки? Одно из возможных объяснений состоит в том, что узнавание языка является врожденным. Лингвист Поэм Хомски  давно провозгласил, что у люден есть биологическая предрасположенность  усваивать язык. По мнению Хомски, языковые паттерны являются врожденными, так же как и способность ребенка координировать ходьбу. Если такой врожденный паттерн узнавания языка действительно существует, то он может объяснить, почему дети во всем мире используют ограниченное число паттернов в своих первых фразах. Типичные паттерны могут быть такими:

Идентификация: «Смотри, котенок»,

He-существование: «Нет молока».

Обладание: «Моя кукла».

Агент-действие: «Мама, дай».

Отрицание: «Не мячик».

Вопрос: «Где собачка?»

Действительно ли теории Хомски объясняет, почему человек так быстро овладевает языком?

Пожалуй. Хотя многие психологи считают, что Хомски недооценивает важное значение обучения. Психолингвисты  показали, что взрослая речь не просто по волшебству «включает» речь ребенка. Важной частью обучения языку является подражание взрослым и вознаграждение за правильно произнесенные слова. Также когда ребенок делает в языке ошибку, родители, как правило, повторяют предложение ребенка с необходимыми исправлениями. И все же гораздо важнее факт, что родители и дети начинают общаться задолго до того, как ребенок сможет говорить. Первому слову ребенка предшествуют месяцы совместных усилий. С этой точки зрения поведение детей на пленке отражает готовность социально взаимодействовать с родителями, а не врожденную способность распознавать язык

 

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 



Друзья сайта


af92a77d