Какое влияние оказывает созревание на раннее моторное и эмоциональное развитие

Какое влияние оказывает созревание на  раннее моторное и эмоциональное развитие

Зарождение многих способностей тесно взаимосвязано с созреванием (физическим ростом и распитием тела, мозга и нервной системы). Созревание особенно ярко видно, когда малыш усваивает различные моторные навыки, например ползание и ходьбу. Разумеется, скорость созревания у всех детей разная. Тем не менее порядок развития в целом универсален.

Моторное развитие

Хотя созревание, конечно, имеет большое значение, моторные навыки не просто «возникают сами собой». Дети должны научиться контролировать свои действия. Дети, пытающиеся ползать или ходить, будут активно исследовать новые движения, выбирая те, которые у них получаются. Первое усилие ребенка может быть приблизительным — дрожащее ползание или неуверенные первые шаги. В процессе практики дети «настраивают» свои движения, так что они становятся ровнее и эффективнее. Такое обучение начинается с первых месяцев жизни.

В каком возрасте ребенок будет в состоянии есть сам, гулять один и распрощается с пеленками?

Такие вехи, как правило, определяются готовностью ребенка к быстрому обучению. Принцип готовности утверждает, что усвоению некоторых навыков должен предшествовать минимальный уровень физического созревания. Невозможно, например, научить детей ходить или пользоваться туалетом, прежде чем они достаточно созреют и смогут контролировать нужные им мышцы. Если родители пытаются заставить ребенка слишком рано усвоить эти навыки, то могут  потерпеть неудачу и напрасно фрустрировать ребенка.

Однако если родители с уважением отнесутся к индивидуальной скорости развития ребенка, то они не будут испытывать ненужных огорчений. Приведем пример настойчивых родителей, которые приучают к горшку 18-месячного ребенка. Им удается это сделать за 10 недель, при этом возникает много «ложных тревог» и «неожиданностей». Если бы родители подождали, пока ребенку исполнится 24 месяца, то они смогли бы добиться успеха всего за 3 недели. Родители могут сами решить, когда начать приучение к горшку, однако созревание ребенка диктует, когда его надо завершить

Эмоциональное развитие

Первоначальное эмоциональное развитие ребенка также соответствует паттерну, тесно взаимосвязанному с созреванием. Даже для развития основных эмоций, таких как гнев, страх и радость нужно время, чтобы они развились. Общее возбуждение (диффузное возбуждение) — единственная эмоциональная реакция, которую отчетливо выражают новорожденные младенцы. Тем не менее, как вам может сказать любой родитель, эмоциональная жизнь ребенка быстро расцветает. Один исследователь  заметил, что все основные человеческие эмоции появляются до 2 лет. Бриджес обнаружил, что эмоции появляются в определенном порядке и что возникает первое основное деление эмоций — на приятные и неприятные.

Многие эксперты по-прежнему считают, что эмоции развиваются медленно, по мере созревания нервной системы. Тем не менее психолог Кэрролл Изард считает, что дети могут выражать некоторые основные эмоции уже в 2,5 месяца. Когда Изард внимательно смотрит на лица детей, он видит совершенно четкие и многочисленные проявления эмоци. Самое распространенное выражение у младенцев, как он обнаружил, это не волнение, а интерес, после которого следуют радость, гнев и печаль.

Если Изард прав, значит, эмоции непосредственно связаны с наследственностью и эволюцией. Может быть, именно поэтому улыбка — одна из самых распространенных реакций ребенка. Улыбка, вероятно, помогает детям выжить, так как она стимулирует родителей заботиться о детях.

Сначала ребенок улыбается случайно. К 10 месяцам, однако, дети улыбаются чаше, когда рядом находится другой человек. Эта социальная улыбка особенно вознаграждает родителей. С другой стороны, когда молодые родители видят и слышат, как ребенок плачет, они испытывают досаду, раздражение, беспокойство или чувствуют себя несчастными. Очевидно, что дети во всем мире быстро усваивают, как дать понять другим, что им нравится, а что — не нравится.

Маленькие дети с потрясающей скоростью превращаются из маленьких крошек в самостоятельных личностей. Особенно быстро проходит развитие на ранних стадиях. На третьем году жизни ребенок будет в состоянии стоять, ходить, говорить, исследовать, и у нее будет уникальная личность. Ни в какой другой период после рождения развитие ребенка не продвигается так стремительно. В тот же период расширяются взаимоотношения  с другими людьми.

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие



Друзья сайта


af92a77d