Стресс и беременность

Стресс и беременность

Насколько опасен стресс при беременности для будущего ребенка?

 

Первая беременность — это, безусловно, стресс, в особенности для молодой женщины, у которой психическое равновесие, необходимое для того, чтобы иметь дело с непрестанными требованиями беспомощного, зависимого человечка, еще не установились окончательно. Во время беременности оживают конфликты из предыдущего периода жизни, как это бывает в любой кризисный момент человеческой жизни, и молодая женщина должна заново приспосабливаться к внешнему миру.

Суть этой адаптации женщины на пути к зрелости состоит в достижении устойчивого и удовлетворительного баланса между фантазиями, мечтами и надеждами и реальностью отношений с самой собой, мужем и ребен­ком.

Беременность, в особенности первая, — своего рода кризисная. Беременность подразумевает окончание существования женщины как независимого человека и начало непременных и бесповоротных отношений мать — дитя.

Во время беременности очень важно спокойное и уверенное состояние будущей матери. Однако жизнь иногда нарушает его, поскольку в ней могут иметь место стрессы, серьезные ситуации, например увольнение с работы мужа или тяжелая утрата близких людей.

Стресс переводится как «напряжение, усилие». Стресс — это нарушение покоя, возникающее внутри вас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.

При стрессе наш организм, в частности наши надпочечники начинают вырабатывать катехоламины, или так называемые стрессовые гормоны, которые помогают нам справиться с возникшей ситуацией.

Эти гормоны проникают через плацентарный барьер И оказывают воздействие на ребенка, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако оно гораздо сильнее и имеет, большую значимость, поскольку у взрослого человека за все время развиваются защитные реакции, отсутствующие у ребенка.

Если стрессовые ситуации не слишком часты, то их негативное влияние на плод невелико. Если же будущая мама почти постоянно находится в состоянии близком к нервному срыву, то такие перегрузки материнского организма не замедлят сказаться на состоянии будущего ребенка.

 

Факт. У матерей, испытывающих во время беременности постоянный стресс, дети рождаются физически слабыми. Сильные стрессы снижают иммунитет, в результате чего и мама и новорож­денный остаются безоружными перед любой инфекцией.

Резкий выброс адреналина, характерный для стрессового состояния, действует главным образом на мышцы матки, вызывая их тонус. Это опосредованно воздействует на ребенка за счет изменения давления околоплодной жидкости и кровоснабжения, так как при сокращении тканей матки сужаются кровеносные сосуды, и уменьшается поступление крови в пуповину.

Речь идет об очень сильном стрессе. Не стоит брать в расчет быстропроходящее чувство тревоги, например из-за вмятины в автомобиле.

Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний. К ним можно отнести, например, плохие взаимоотношения между супругами, конфликты, которые постоянно повторяются и становятся привычной моделью общения. Это относится, прежде всего, к ситуациям, когда женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной.

Если уж конфликта невозможно избежать во время беременности, то желательно, чтобы женщина помнила о необходимости активной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради мира любой ценой.

В таких ситуациях часто может быть полезна помощь психолога-консультанта или совместное с мужем посещение групп по подготовке к родам.

В то же время следует помнить, что будущие мамы обладают защитой — любовью к малышу. Она способна оградить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.

Известно, что внешние стресс-факторы непосредственно не влияют на будущего ребенка и только беременная женщина, пропуская их через себя, допускает в той или иной степени воздействие на него этих факторов. Поэтому концентрация на позитивной установке: «я жду ребенка», — приведет к смещению психологического акцента с собственных проблем и переживаний на рожде­ние нового человека.

В трудных обстоятельствах попытайтесь справиться с ними. Многие женщины говорят о том, что во время, беременности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо уже рожденное. В связи с этим они сознательно подавляли в себе все нежелательные эмоции.

Эти будущие мамы разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок на клеточном уровне запечатлевал информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые всегда можно преодолеть.

Таким образом, закладывалась основа сильного, выносливого человека.

Вы можете проанализировать собственное состояние подумать о способах преодоления стресса. В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «стресс», но каждый человек вкладывает в этот термин свое понимание. Это касается как причин наших проблем, так и проявлений наших стрессов, тревог и переживаний.

 

Можно назвать несколько признаков, которые определяют, что организм находится в состоянии стресса:

 

  • Постоянные навязчивые мысли.
  • Дрожь в руках.
  • Сердцебиение.
  • Внутренний дискомфорт.
  • Нарушение сна.
  • Чувство безысходности.
  • Жалость к себе.
  • Мышечное напряжение.
  • Возникновение агрессии.
  • Ощущение бессилия, потери контроля над ситуацией.
  • Желание отгородиться от мира.
  • Раздражительность.
  • Головная боль.
  • Щеки горят.
  • Падение настроения.
  • Нарушение аппетита.
  • Пульсация крови в висках.

 

Важное замечание. Даже если у вас низкий уровень стресса, но он продолжается длительное время, следует принять меры для выявления его причины и устранения. Ученые установили, что хронический стресс относительно малой интенсивности опасней для здоровья, чем сильный, но непродолжительный стресс.

 

Упражнения для снятия стресса

 

Упражнение «Источники стрессов». Назовите источники стрессов, которые имеют место у вас, то есть разнообразные причины, которые вызывают тревогу, беспкойство и стресс. Вот часть списка, посмотрите на него, может быть, вы идете в нем «свой любимый», точнее, «самый нелюбибый» стресс. Чрезмерные нагрузки на работе. Неудовлетворенность результатами, которые мы достигаем в жизни.

Отсутствие понимания в семье.

Плохая погода.

Плохой сервис, хамство при обслуживании.

Отсутствие денег.

Проблемы у близких людей.

Нехватка времени.

Потеря работы.

Предательство (измена) близких.

Разлука.

Повышение цен на товары и услуги.

Кража кошелька на рынке.

Дорожно-транспортное происшествие.

Несчастная любовь.

Увлечение ребенка игральными автоматами.

Поломка машины.

Беспредел чиновников.

Высокое артериальное давление.

Существуют житейские «антистрессовые мероприятия». Вот некоторые из них;

Общение с природой (прогулки в парке, лесу и т.д.).

Музыка.

Сон.

Мысли о том, что другим может быть еще хуже.

Домашние животные.

Общение с друзьями.

Излить душу подруге, «поплакаться в жилетку».

Отнестись к ситуации с юмором.

Выслушать совет компетентного человека.

Секс.

Заняться любимым делом, хобби.

Посмотреть хороший видеофильм.

Почитать хорошую книжку.

Побаловать себя: купить то, что давно хотелось.

Изменить отношение к ситуации.

Составьте свой список способов борьбы со стрессом.

 

Упражнение «Остановка потока негативных мыслей». Этот метод применяется при наличии в голове «мысленного хаоса» или «неуправляемого потока мыслей», связанных с проблемами или пережитым стрессом. метод достаточно эффективен в случае стрессов слабого ли среднего уровня. Наилучшие результаты данный прием даст при нахождении на природе-(в парке, сквере, у воды), но его можно применять в любой обстановке.

 

Сосредоточьтесь на мыслях, заполняющих Ваше сознание. Затем переведите внимание на внеш­нюю среду (обстановку квартиры или офиса, пейзаж за окном — на любой внешний объект). Медленно перемещая фокус внимания с одного предмета на другой, про себя описывайте свои ощущения, стараясь придерживаться максимальной объективности и избегая каких-либо оценок. Исследуя лучом вашего внимания объекты внешнего мира, используйте все возможные модально­сти (зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную).

 

Пример.

 

«За окном я вижу летний день. Небо голубое, по нему очень медленно плывут облака. Облака бе­лые, кажутся пушистыми. Слышны звуки улицы: шум автомобилей, голоса людей. За стеной звучит музыка из радиоприемника. Чувствую слабый запах кофе. Вижу рисунок на обоях. Это мелкие голу­бые цветочки с золотыми листьями...»

 

Очень важно максимально беспристрастно воспринимать мир, воздерживаясь от навешивания ярлыков. «Хороший», «приятный», «глупый», «раздражающий» — все эти слова нужно будет исключить из своего лексикона. В этой технике — вы просто наблюдатель. Смысл этого перечисления — занять сознание восприятием предметов и явлений окружающего мира, переключив фокус внимания с. пережевывания своих стрессов на исследование внешнего мира.

Данное упражнение применяется в случае небольшого стресса, вызвавшего поток негативных мыслей. При-наличии сильных эмоций лучше применять другие, более сильные техники.

 

Источник - http://detskii-sait.ru



Друзья сайта


af92a77d