Паттерны позитивного мышления

Паттерны позитивного мышления

Чтобы помешать нашей когнитивной деятельности, или мышлению, сбиваться с курса и становиться искаженной (плохо сформированной), что ведет к созданию бедных, неточных и дисфункциональных карт, мы приводим список позитивных когнитивных паттернов. Глубокое изучение и практика использования мета-модели ведет к овладению этими паттернами, которые служат основой более строгих, научных форм мышления.

Паттерн

1.     Выявите когнитивные искажения в презентации проблемы или ограничения.

Проверьте свое мышление на когнитивные искажения, используя приведенный список.

Укажите все обнаруженные искажения, создающие проблемы и трудности для вас или другого человека.

2.     Обратите внимание клиента на когнитивные искажения, чтобы он мог проверить их.

Мне кажется, что в ваших размышлениях об этом предмете есть драматизация.

Кажется ли вам точным это описание, когда вы делаете шаг назад и анализируете его?

Как бы вы охарактеризовали этот паттерн мышления?

3.     Предложите клиенту перейти в мета-позицию.

Соответствует ли этот паттерн мышления тому, который вы

регулярно используете?

Паттерны позитивного мышления, или фреймы сознания

Не позволяйте своему мышлению становиться искаженным (плохо сформированным, неадекватным). Используйте следующий список для более действенного когнитивного упорядочивания.

1.     Контекстуальное мышление. Выясняйте контекст получаемой ин-формации и индексируйте его по критериям: что, где, когда, какой, как, кто и почему. Используйте инструменты критического рассмотрения неспецифических существительных, глаголов и отношений, предлагаемых мета-моделью.

2.     Мышление в категориях «и-и». Проведите проверку на реальность, чтобы выяснить, действительно ли ситуация предполагает взаимоисключающие варианты. Если нет, перерабатывайте информацию в категориях континуума. Выясните, существуют ли в действительности альтернативы, кажущиеся противоречащими друг другу. Или же они указывают лишь на различные способы действия, моменты времени, обстоятельства и т. д.?

3.     Проверка реалистичности. Проверьте свой или чужой опыт на реалистичность: до какой степени, в каком отношении и т. д. человек считает нечто «дурным, нежелательным и недопустимым». Используйте терминологию критериев/ценностей мета-модели. Деноминализируйте существительные, чтобы найти скрытые в них глаголы.

4.     Деноминализующее мышление. Проведите проверку на реалистичность, чтобы определить, как функционируют ярлыки: точно, полезно, продуктивно, слишком обобщенно. Деноминализируйте существительные и псевдосуществительные, вносящие неопределенность в мышление и язык.

5.     Системное мышление. Проведите проверку на реалистичность, чтобы выявить паттерн причинности. Вычлените линейную причинность из многогранной природы системной причинности.

6.     Мышление, направленное на сбор информации. Предполагает использование собственных мыслей, чувств и интуиции для сбора информации, выявления фактов и последующей проверки выводов.

7.     Гипотетическое предсказательное мышление. Соберите точную и подробную информацию, касающуюся факторов, причин, сил, тенденций и т. д., взаимодействие которых вызывает событие или феномен. Будьте готовы к возникновению непредвиденных обстоятельств и изменению предсказываемых вами событий. Выясните последствия тех или иных действий и т. д.

8.     Критическое мышление и мета-мышление. Критически и аналитически размышляйте о многопричинной природе человеческих эмоций и отслеживайте мысли, которые вызывают эмоции. Поднимайтесь в своем мышлении над непосредственным содержанием, выходите за его рамки, восходя к паттернам, процессам и структурам содержания.

9. Проверка «долженствований» на реалистичность. Подвергните сомнению слово «должен», выяснив, какое правило или закон предписывает этот предикат. Если вы не можете обнаружить такого закона, предложите клиенту переключиться на размышление о своих желаниях: «я предпочел бы...», «я хотел бы...»

        Деперсонализующее (безличное) мышление (диссоциативное мышление; ответственность за мышление). Проведите проверку на реалистичность, чтобы убедиться, что содержание или контекст действительно связаны с личностью людей и указывают на личности. Если нет, кодируйте информацию от третьего, а не от первого лица. Учитесь эмпатии без отождествления с людьми.

        Мышление в категориях возможностей. Протестируйте на реалистичность фразы, содержащие «не могу» («нельзя»), чтобы выявить физические или психологические ограничения, а затем переключитесь на мышление в категориях возможностей. Произведите мета-модели¬рование, задавая вопросы об ограничениях: «Что удерживает вас?», «Что бы вы почувствовали, увидели и услышали, если бы могли?»

Мышление в категориях ценностей. Что действительно имеет для вас значение? В каких отношениях? Как вы могли бы оценить это?

С каких пор вы используете это когнитивное искажение при сортировке информации?

Приносит ли оно вам пользу? Каким образом?

Как оно может разрушать ваше ощущение благополучия и адекватную переработку информации?

Какой более полезный способ переработки этой информации вы хотели бы использовать?

4. Подвергните сомнению и оспорьте выявленное искажение.

Что бы вы сказали, если бы решили оспорить паттерны отнесения на личный счет, драматизации, долженствования и т.д.?

В чем неадекватность этих способов размышления?

Когда вы выявляете эти когнитивные паттерны и оспариваете их, насколько то, что вы обращаете на них внимание, помогает вам бороться с ними?

Насколько это ослабляет ваши когнитивные искажения?

5. Замените когнитивные искажения позитивными паттернами мышления.

А теперь, используя список позитивных способов мышления, определите, какой из них позволил бы вам более эффективно мыслить и воспринимать реальность?

Какой из них изменяет ваше сознание и эмоции?

Какой из них вы будете использовать?

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 



Друзья сайта


af92a77d