Сколько вы, как правило, запоминаете после того, как прочитаете учебник? Если ваш ответ: «Недостаточно», пора попытаться использовать метод ОВ4П. Буквы ОВ4П означают обзор, вопрос, прочтение, пересказ, припоминание и повторение. Эти шесть шагов помогут вам быстро понимать идеи, больше усваивать, пока вы читаете, и эффективно повторять.
О = обзор. Быстро пробегите главу глазами, прежде чем начнете ее читать. Для начала прочитайте только основные заголовки, названии разделов и резюме главы. Попытайтесь представить полную картину того, что вам предстоит изучить.
В = вопрос. Пока читаете, переделайте каждый из подзаголовков в один или два вопроса. Например, заголовок «Стадия сна» может заставить вас спросить: «Существует ли более одной стадии сна? Какие стадии сна существуют? Чем они отличаются?» Задавая вопросы, вы будете читать материал целенаправленно.
П1 = прочтение. Первое П в названии метода OB4П означает прочтение. Пока вы читаете, ищите ответы на вопросы, которые задавали. Читайте короткими кусочками, от одного заголовка темы к следующему, потом останавливайтесь. Если материал трудный, советую читать за раз только один-два абзаца.
П2 = пересказ. Прочитав маленький отрывок, остановитесь и перескажите или повторите его. То есть попытайтесь мысленно ответить на свои вопросы и подведите итог тому, что прочитали. А еще лучше суммируйте, сделав краткие примечания.
Если вы не можете суммировать главные идеи, просмотрите каждый раздел заново. Пока вы не запомнили то, что только что прочитали, нет смысла читать дальше.
После того как вы изучили небольшой кусочек текста, превратите название следующей темы в вопросы и начинайте читать следующий раздел. Не забывайте отвечать на свои вопросы, а также по ходу чтения повторять и делать заметки. Повторите цикл вопрос — прочтение — пересказ, пока не закончите всю главу.
ПЗ = припоминание. Как правило, легче вспоминать идеи, значимые лично для вас. Когда вы изучаете главу, попытайтесь связать новые факты, термины и понятия с информацией, которую уже знаете.
П4 = повторение. Когда вы закончили чтение, сннова просмотрите главу или прочтите ваши заметки. Затем проверьте свою память, повторив или снова задав себе вопросы. Попытайтесь сделать так, чтобы постоянное повторение стало основной частью вашей учебы
Действительно ли этот метод срабатывает?
Метод OB4П улучшает как понимание материала, так и оценки. Простое прочтение главы может вызвать у вас «интеллектуальное несварение». Вот почему лучше почаще останавливаться, обдумывать материал, задавать вопросы, пересказывать, припоминать, повторять и тщательно «переваривать» информацию по мере прочтения.
Метод ОВ4П может быть полезен для чтения, а как же записи и конспекты? Иногда трудно попять, что именно важно.
Чтобы сделать хорошие записи на лекции, нужно активно слушать преподавателя. Активный слушатель не отвлекается и извлекает информации из лекций. Вот план по прослушиванию и составлению записей, который срабатывает у многих студентов.
L = ведите. Не идите следом. Попытайтесь предвидеть, что скажет преподаватель, и задайте себе вопросы. Вопросы могут возникнуть в процессе чтения, выполнения заданий или просто прийти вам в голову и вам станет любопытно.
I = идеи. Каждая лекция основана на ядре идей. Как правило, за идеей следуют примеры или пояснения. Чаще спрашивайте себя: «Какая идея здесь главная? Какие идеи ее подтверждают?»
S = сигнальные слова. Слушайте те слова, которые указывают, в каком направлении движется преподаватель.
А = активно слушайте. Сядьте там, где вы можете слышать и задавать вопросы. Смотрите на преподавателя, пока он или она говорит. Принесите с собой вопросы, на которые вы бы хотели найти ответ после последней лекции или после изучения текста. Поднимите руку перед началом занятий или подойдите к преподавателю перед лекцией. Делайте все, что позволяет вам оставаться активным и внимательным.
N = записывайте. Когда слушаете, записывайте только основные тезисы. Слушайте все, но будьте избирательны. Если вы слишком увлечетесь записями, то можете не понять, что говорит ваш преподаватель.
В действительности большинство студентов довольно хорошо записывают — и потом не пользуются своими записями! Большинство студентов ждут начала экзаменов, чтобы повторить и просмотреть записи лекций. К этому времени их записи уже утратили свое основное значение. Если вы не хотите, чтобы ваши записи показались вам иероглифами или «цыплячьими каракулями», следует регулярно их повторять, желательно каждый день.
Когда вы повторяете материал, вы узнаете больше, если предпримете нижеперечисленные шаги.
•Как только появляется возможность, совершенствуйте свои записи, заполняйте пробелы, ищите связи между идеями. Как концепции в ваших записях связаны между собой?
•Не забудьте связать ваши новые идеи с тем, что уже знаете.
•Подведите итог и составьте резюме. Сократите ваши записи и систематизируйте их.
•После каждой лекции выписывайте не менее семи главных идей — они, скорее всего, войдут в экзаменационные вопросы.
Составьте на основе своих записей контрольные вопросы и попробуйте на них ответить.
Кун «Все тайны поведения человека»
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
{odnaknopka}
< Предыдущая | Следующая > |
---|